Пришло время продолжить цикл «Не сотвори себе кумира». Его цель — развенчание заблуждений, которые глубоко въелись в нашу повседневную жизнь и, оставаясь незамеченными, подрывают душевное равновесие. Сегодня разговор пойдет о христианстве.
Писать о христианстве тяжело — тема это обширная, неоднозначная, а для многих еще и очень болезненная. Поэтому приходится тщательно подбирать слова и смягчать отдельные моменты, о которых следовало бы сказать более жестко.
Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача сайта и, в частности, этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.
Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.
Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.
Помните основной мотив Дао дэ Цзин — Дао, у которого есть имя, не есть настоящее Дао. Так и христианство — будучи выраженным в словах, оно утрачивает всякий смысл. Никакие слова и знаки не могут передать внутреннее состояние Иисуса — он просто жил и показывал собой пример спасения души. А христианство — это «вера в Иисуса», придуманная не им, но вложенная ему в уста.
В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.
Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.
И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.
Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.
Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.
Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.
[[Продолжение — психологическое давление христианства]]
Раннее христианство
Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.
Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.
Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.
Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.
Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.
Цельс: …Крикуны, зовущие людей к другим Мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть приблизится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским Мистериям; кого же они зовут туда? — и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками, ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями?…
Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства, которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих Мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаимствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.
Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.
В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.
Христианство в руках государства
С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.
К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.
Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.
Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.
Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.
Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.
Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.
Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.
Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.
Рабская психология
Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.
[Христианская проповедь] — целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…
Христианство получило распространение, как религия слабых. Оно обещало приобщение к миру духовных ценностей, не требуя никаких усилий и предварительной подготовки. В христианство «брали» всех желающих, при этом, создавая у них ощущение собственной избранности.
Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.
Если смотрели вторую часть «Догвилля» Ларса фон Триера, то в ней была отличная этому иллюстрация. Там рабы сами придумали кодекс, по которому их хозяева потом ими же управляли. Сначала зрителю показывают жестокость этого свода правил, а заканчивается все тем, что на свободе, без правил, бывшие рабы теряют голову и загоняют свою жизнь в тупик. И получается, что кодекс, со всей его строгостью, действительно необходим там, где речь идет о психологии раба.
Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.
Они [евреи] извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.
Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.
Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности — «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я — духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность.
Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.
Десять заповедей
и христианская мораль
Считается, что Моисей получил эти заповеди напрямую от Бога. Даже если не воспринимать это буквально и предположить, что речь идет об «обычном» мистическом прозрении, то все равно остается один принципиальный вопрос — какое отношение имеют слова, записанные в современной Библии, к тому, что Моисей действительно получил от Бога?
Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.
Можно ли после этого доверять христианским заповедям? Действительно ли в них звучит голос Божий или в них одни лишь «благие» намерения христианского духовенства? Отсылаю вас к тексту заповедей, чтобы не дублировать их здесь: Десять заповедей.
Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.
Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.
Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.
Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.
Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.
Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.
Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.
На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.
Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.
Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).
Ну, а грешник потому и грешник, что живет только по правилам, а самостоятельно не может для себя решить, что зло, а что благо. Как бы он ни напрягался, что бы из себя не изображал, — до тех пор, пока он следует чужим заповедям, он так и останется грешником. Словами апостола Павла — «Где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15) … Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13)».
Вердикт
Критиковать христианство в общем-то легко, однако же нельзя его недооценивать. Проблемы, описанные здесь, возникают по большей части из-за того, что основную массу верующих составляют профаны — люди, понимающие все слишком буквально и ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать себе.
Христианство часто становится убежищем слабых инфантильных душ, и именно поэтому на каждом шагу так себя компрометирует. Оно обещает одарить духовными благами всех, кто пополнит ряды верующих. А в спасение души безо всяких усилий и, вообще, в «халяву» верят те, кому до просветленного состояния еще очень далеко.
Духовный рост во все времена требовал огромного мужества и непомерных усилий, которые мало кому по зубам. Чтобы по-настоящему сделать шаг в направлении духовности, нужно в некотором смысле сойти с ума — многие ли к этому готовы? Но очень многие хотят к духовности приобщиться…
Несмотря на то, что христианство мы знаем только в очень искаженной форме, в нем все-таки можно еще разглядеть следы той вечной мудрости, которую открывали посвященным в древних Мистериях.
Классический миф о рождении героя, представленный в христианской традиции в тех же символах и образах, как и во многих других культурах и религиях, учит пробуждению души ото сна. Жизненный путь Иисуса, так красочно описанный в Библии, — это символическое отражение той битвы между светом и тьмой, которая идет в каждом из нас.
Христианство же больше всего опасно своей безаппеляционностью и подчиненностью интересам социума. Как ни крути, а просветление и общественные ценности всегда находились и будут находиться по разные стороны баррикад. Современное христианство в этом конфликте интересов изменяет своему предназначению и выбирает сторону общества — оно предает себя и тех людей, которые ему доверились.
Христианство больше не ведет людей к их спасению, оно слишком занято спасением себя.
Про Христа даже речи не шло. А бOльших помоев в адрес Христа, чем христианская религия, и представить себе сложно.
Ничего конкретного. Очередное ведро помоев в адрес Христа. Ну да ничего, жизнь скоротечна – там все узнаем кто был прав, и что такое Суд Божий…
Вообще, складывается ощущение, что христиане не знакомы с Писанием. Откуда иначе эти многочисленные храмы, иконы, обряды и т.д и т.п.? И вообще зачем Человеку посредники при общении с Богом?
Любому мало-мальски разумному человеку достаточно просто внимательно почитать первоисточник, чтобы понять насколько христианская церковь далека от того, что говорил сам Иисус. Даже если одтавить в стороне общую неоднозначность его личности.
Есть ещё более удачный комментарий для подобных ситуаций:
“Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. ”
Заводная птица
на следующий день, как прочел ваше сообщение о дракаха в Храме Гроба Господня нашел вот это:
Благословите, отец Андрей!
Сегодня случайно увидел видеоролик в Интернете о драке в Храме Гроба Господня в Иерусалиме между армянскими и греческими монахами, они там не поделили место в Храме и, по-моему, это не единичный случай и почему так периодически происходит, что каждая конфессия указывает там правоту своей веры? Вопиющий случай, конечно. Они что, не понимают тяжесть совершённого? Как так можно, не понимаю. Отец Андрей, прокомментируйте, пожалуйста.
Все очень просто: кто-то один не прав, а другим приходится защищаться, а иначе все отберут. Армяне ведут себя очень агрессивно, и история знает и такие примеры, когда они вообще изгнали греков, но тогда Благодатный Огонь сошел на улице, где греки молились. Помоги Господь!
это из рубрики “воспросы священнику” на сайте hramnagorke. ru
можете зайти и “пролистать” вопросы, если не верите.
——————-
Каттерина
ваше убеждение меня не удивило.
что до книги.
читайте святоотеческую литературу, написанную для мирян, а не хуждожественные романы на тему веры.
как женщине полезна будет книга царицы Романовой “Дивный Свет”.
если хотите жить счастливо и быть счастливой женщиной , много найдете полезного.
@Владимир
А вот Вам прямо в тему по предложению ускорения прихода… Роман в Самиздате “Ампутация души”.
http://www.foto.lib.ru/k/kachalow_a/ad.shtml
Очень сильная вещь.
А уж для Andrey77 ответы на все вопросы…
Предложение считаю некорректным. Это всё равно, что обращаться к производителям кока-колы за советом, какой бы прохладительный напиток они порекомендовали ))
давайте скажем НЕТ мировому православию.
или не, лучше так, дак когдаже православие станет мировым во главе с антихристом и кончится наконецто смутное время и наступит время светлое.
@Andrey77
Я убеждена в победе коммунизма над мировым империализмом!
Заводная птица
я не говорил ,что жил неблагопристойно.
гадостей никому не делал и без Православия, просто воспитание такое.
и по головам не лез и не лезу, чтобы стать успешнее и многое другое.
очень большие сомнения ,что вы конкретно и мнотгие другие самостоятельно справляются со своими страстями.
скажу больше, люди с таким подходом к жизни, как правило ,вообще отказываются признаваться даже самим себе ,что они являются рабами каких-либо страстей.
ну и что там за чертой-то?
расскажите во что верите вы! неужели так сложно?
про буддистов я сказал правду, ваше дело верить или нет.
освящение оружия происходит ,чтобы с благословением защищали Отечество те, у кого это является работой.
Происходящее порой в Храме Гроба Господня необходимо для сохранения нашего присутствия там. за что, как не за веру стоять таким образом?
подробнее по этому и другим вашим вопросам ,в т.ч. про Крещение Руси с “мечом” советую обратиться к священникам, если не к кому, могу написать к кому.
а мне не интересно с вами общаться.
Катерина
вы про свои убеждения напишите.
Доброго времени суток. Хм…, как-то священнослужители, по крайней мере получившие образование, молчат о том, что в оригинальном древнееврейском тексте – Biblia Hebraika, признанном Всемирным Библейским Обществом и научным сообществом текст 10 заповедей звучит несколько иначе.В 5-ти ( с 5 по 9) заповедях, касающихся взаимоотношений между людьми,нет категорического императива. Глаголы представлены в форме пиаль -несовершенное действие неопределенного времени, и только 10-я – в форме нифаль – для интенсивных часто повторяющихся действий. :)))
Впрочем в Библии ( я говорю об общепризнанных древнееврейских и древнегреческих текстах)много чего написано, явно противоречащего духу современных проповедей.
Спасибо! Обязательно посмотрю. Судя по обложке и аннотации – многообещающе..=)
Katterina
:))
Вот на днях смотрел интересный фильм, советую!
http://opensharing.org/torrent/46803/
Заводная Птица.
А вот эта цитата из Брокгауза и Эфрона Вам никого не напоминает? =)
“Паранойя. Отличительная особенность этой формы психоза заключается в том, что нелепые бредовые идеи появляются и укрепляются в сознании при сохранении умственных способностей и более или менее правильном мышлении. Раз появившись, нелепые идеи прочно удерживаются, и их не удается устранить никакими убеждениями. Вместе с тем они размножаются отчасти путем логической разработки, отчасти благодаря постепенному возникновению новых нелепых идей, которые зарождаются так же, как первоначальные”.
Katterina
Да, пожалуй вы правы. Пора нам остановится на том что есть.
Заводная Птица.
Знаете, у меня уже складывается впечатление, что Andrey77 – это флудер… А если нет, то таким всё-равно ничего не докажешь. Единственно, что весь этот диалог может быть полезен самневающимся, ищущим, стоящим на распутье… Если только ради них =)
Какая страна “великая”, а какая нет к нашему вопросу отношения никакого не имеет. Где в вашей Библии написано что Бог занимается политикой и экономикой стран? Кажется это амплуа дьявола, его противника. Судя по Писанию Бога больше интересует душа и судьба каждого отдельного человека. Римская империя во главе с Зевсом тоже была “Великой” страной кстати.
И кого вы вините в том, что не смогли жить благопристойной жизнью без православия? Это только указывает на то, что вам нужен надзиратель для того, чтобы вести себя скромно и по-человечески. Если вы не справляетесь со своими страстями и желаниями плоти, то это еще не значит что все такие.
Что за вопрос такой чудаческий? Живем мы, естественно, ради того же что и вы – ради веры, надежды и любви. Также как и вы страдаем от несправедливости, заботимся о своих родных и ближних, работаем в меру дарованного нам таланта и способностей. И живем надеждой на то, что “потом”, когда закончится наш земной путь, мы сможем в мире, со спокойным сердцем перешагнуть таинственную черту. Остальное зависит уже не от нас…
Покажите мне в этом хоть капельку здравомыслия, или на худой конец сошлитесь на место в Писании, где такая традиция поощряется Богом.
Хех, вы меня уже начинаете смешить! Интересно было бы посмотреть на крестовый поход буддистов с мачете в руках! А вот православным служителям ничто видимо не мешает освячивать водичкой баллистические ракеты. :))
Ага, конечно :))) В ютубе вы найдете немало интересного видео как батюшки управляются в фри-файте и не стыдятся этого делать даже в Иерусалимском храме на Пасху!
Никто этого не оспаривает и не одобряет. Будет тема – будем обсуждать. Не все сразу.
Что значит разрешить? Это личное дело каждого взрослого человека и его ответственность. Не нужны 10 заповедей чтобы понять где хорошее, а где плохое. Иисус кажется говорил, что весь Закон в том чтобы любить друг друга.
Вы что издеваетесь над нами? Русь крестили не ангелы с елеем, а всадники князя владимира с мечами наголо! Будьте хотя бы грамотны в истории – о большем и не прошу.
Katterina
при таком отношении к Христианству непонятно зачем вы поехали в Метеоры и тем более пошли в монастырь.
ну а если такая ситуация возникла могли бы и узнать, вернувшись домой или у того же гнида, по какой причине женщины так одеваются при посещении Храма.
так вот, это ветхозаветная традиция, которая сохранилась до наших дней в Православии, которое хранит апостольское учение. По этим же причинам у православных священнослужителей бороды и длинные волосы.
про воинствующих христиан мне просто смешно читать и читать и тем более слушать просто надоело.
Вы попробуйте в Иерусалиме в арабском квартале походить в районе мечети, даже обмотанная с ног до головы.
я видел буддистов с мачете , бегающих по Тибету, но не видел православных монахов и священнослужителей с оружием в руках.
им нельзя даже стукнуть кого-то – сразу лишаются сана. и вы так смело называете воинствующим христиан, боле чем уверен, имея в виду православных.
а какие это обычные люди, расскажите?!
не те ли, что живут только для себя, как хотят и делают что хотят?
Заводная птица
жизнь по Писанию привела к тому, что наша страна была не на словах, а на деле Великой страной.
а после того, как стали жить безбожно, стали разрушать Храмы, разбивать колокола, ничего хорошего не было. 70 лет беспросветного ужаса.
я не всегда жил по вере и тоже с разных сторон смотрел на вещи, только вот произошло то ,что происходит ,к счстью, в подавляющем большинстве случаев, повернулся к Богу.
да, без падений жизни не бывает, а у тех ,кто борется со своими страстями, старается жить по Божьему, всегда искушений и падений больше ,чем у того, кто является рабом своих страстей и желаний, только не осознает или отказывается это осознавать, живя жизнью и потребностями червяка или обезьяны плюс всяческие блестящие цацки.
такие правда очень любят порассуждать также как вы.
ну да рассуждайте, только делаете это вы не оригинально.
а мне всегда интересно спросить таких людей, чего ради вы живете? зачем? и что, по вашему будет потом, когда вы закончите свой земной путь?
Не ели “устрицы” создатели христианства, ндауж… они как удачные предприниматели сделали политическое оружие, чтобы свалить римскую империю. нет ни одной религии, кроме христианства, которое говорит о бесах больше чем о Боге. Большинство христиан так и считают: достаточно верить и ты спасен, спасен от чего? от грехов? а так ли это, на самом деле? христианство – это ложь на лжи и ложью поганяет.
Статья правильная, христианство и Христос – это как две стороны одной медали, как зло и добро, как сатана и Бог.