Пришло время продолжить цикл «Не сотвори себе кумира». Его цель — развенчание заблуждений, которые глубоко въелись в нашу повседневную жизнь и, оставаясь незамеченными, подрывают душевное равновесие. Сегодня разговор пойдет о христианстве.
Писать о христианстве тяжело — тема это обширная, неоднозначная, а для многих еще и очень болезненная. Поэтому приходится тщательно подбирать слова и смягчать отдельные моменты, о которых следовало бы сказать более жестко.
Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача сайта и, в частности, этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.
Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.
Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.
Помните основной мотив Дао дэ Цзин — Дао, у которого есть имя, не есть настоящее Дао. Так и христианство — будучи выраженным в словах, оно утрачивает всякий смысл. Никакие слова и знаки не могут передать внутреннее состояние Иисуса — он просто жил и показывал собой пример спасения души. А христианство — это «вера в Иисуса», придуманная не им, но вложенная ему в уста.
В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.
Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.
И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.
Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.
Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.
Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.
[[Продолжение — психологическое давление христианства]]
Раннее христианство
Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.
Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.
Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.
Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.
Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.
Цельс: …Крикуны, зовущие людей к другим Мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть приблизится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским Мистериям; кого же они зовут туда? — и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками, ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями?…
Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства, которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих Мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаимствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.
Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.
В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.
Христианство в руках государства
С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.
К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.
Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.
Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.
Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.
Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.
Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.
Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.
Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.
Рабская психология
Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.
[Христианская проповедь] — целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…
Христианство получило распространение, как религия слабых. Оно обещало приобщение к миру духовных ценностей, не требуя никаких усилий и предварительной подготовки. В христианство «брали» всех желающих, при этом, создавая у них ощущение собственной избранности.
Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.
Если смотрели вторую часть «Догвилля» Ларса фон Триера, то в ней была отличная этому иллюстрация. Там рабы сами придумали кодекс, по которому их хозяева потом ими же управляли. Сначала зрителю показывают жестокость этого свода правил, а заканчивается все тем, что на свободе, без правил, бывшие рабы теряют голову и загоняют свою жизнь в тупик. И получается, что кодекс, со всей его строгостью, действительно необходим там, где речь идет о психологии раба.
Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.
Они [евреи] извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.
Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.
Тогда и возникает сладкое для всякого невротика чувство собственной исключительности — «Я слаб и беден только потому, что стою выше материальных ценностей. Я — духовный!» Получается, что свобода, сила и вера в себя полностью обесцениваются, а на первое место выходят качества инфантильной психики — покорность, сомнение, безответственность, жалость к себе, замаскированные под высокую духовность.
Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.
Десять заповедей
и христианская мораль
Считается, что Моисей получил эти заповеди напрямую от Бога. Даже если не воспринимать это буквально и предположить, что речь идет об «обычном» мистическом прозрении, то все равно остается один принципиальный вопрос — какое отношение имеют слова, записанные в современной Библии, к тому, что Моисей действительно получил от Бога?
Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.
Можно ли после этого доверять христианским заповедям? Действительно ли в них звучит голос Божий или в них одни лишь «благие» намерения христианского духовенства? Отсылаю вас к тексту заповедей, чтобы не дублировать их здесь: Десять заповедей.
Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.
Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.
Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.
Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.
Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.
Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.
Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.
На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.
Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.
Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).
Ну, а грешник потому и грешник, что живет только по правилам, а самостоятельно не может для себя решить, что зло, а что благо. Как бы он ни напрягался, что бы из себя не изображал, — до тех пор, пока он следует чужим заповедям, он так и останется грешником. Словами апостола Павла — «Где нет закона, нет и преступления (Рим 4:15) … Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона (Рим 5:13)».
Вердикт
Критиковать христианство в общем-то легко, однако же нельзя его недооценивать. Проблемы, описанные здесь, возникают по большей части из-за того, что основную массу верующих составляют профаны — люди, понимающие все слишком буквально и ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать себе.
Христианство часто становится убежищем слабых инфантильных душ, и именно поэтому на каждом шагу так себя компрометирует. Оно обещает одарить духовными благами всех, кто пополнит ряды верующих. А в спасение души безо всяких усилий и, вообще, в «халяву» верят те, кому до просветленного состояния еще очень далеко.
Духовный рост во все времена требовал огромного мужества и непомерных усилий, которые мало кому по зубам. Чтобы по-настоящему сделать шаг в направлении духовности, нужно в некотором смысле сойти с ума — многие ли к этому готовы? Но очень многие хотят к духовности приобщиться…
Несмотря на то, что христианство мы знаем только в очень искаженной форме, в нем все-таки можно еще разглядеть следы той вечной мудрости, которую открывали посвященным в древних Мистериях.
Классический миф о рождении героя, представленный в христианской традиции в тех же символах и образах, как и во многих других культурах и религиях, учит пробуждению души ото сна. Жизненный путь Иисуса, так красочно описанный в Библии, — это символическое отражение той битвы между светом и тьмой, которая идет в каждом из нас.
Христианство же больше всего опасно своей безаппеляционностью и подчиненностью интересам социума. Как ни крути, а просветление и общественные ценности всегда находились и будут находиться по разные стороны баррикад. Современное христианство в этом конфликте интересов изменяет своему предназначению и выбирает сторону общества — оно предает себя и тех людей, которые ему доверились.
Христианство больше не ведет людей к их спасению, оно слишком занято спасением себя.
Эту статью следовало бы назвать: “Чем опасно тоталитарное мышление и насколько может быть сильно давление институтов на свободу человеческой личности”.
По сути, с т.з. психологии у веры могут быть два совершенно противоположных содержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, ее внутренним наполнением, сутью необходимой связи с окружающим миром. Но может быть и продуктом всевозможных сомнений и опасений, которые возникают от неприятия жизни и изолированности. В последнем случае вера только компенсирует и заглушает сомнения.
Спасибо за статью, правильная статья, общаясь с православными, я в изложенном убеждался ранее, а сейчас только подтвердил свою правоту. Спасибо.
И на по следок просто напутствие не большое: Вспомните пожалуйста свои чувства когда вы были влюблены и у вас вырастали крылья, и как земля уходила из под ног и как вы были любимы и как вам нравилось это чувство, не забывайте об этом как можно чаще, ведь все в ваших руках и вы сами в силах подарить себе это счастье. Живите в любви О:-)
Ибо пусто все что вы сейчас говорите и спорите, но не мне осуждать ибо я всего лишь хочу сказать что нужно только любить в полной мере, господь пришел на землю что бы любить и показать любовь и чудеса любви, это и есть Бог наш, тот что любит и прощает, как санта или как объятья мамы, как первое чувство в сердце от того самого главного, вы чувствуете любовь и в первый раз и так вы влюблены, и сами не понимаете что с вами но так вам нравится, но просто свойственно людям терять и ломать то что имели и любили, а после того как вы полюбили и у вас оторвали это чувство вы лишаетесь на каком то сакральном уровне своей частички, ведь не даром говорят ” у меня душа болит, без любимого”, подростки пережив первое разочарование в любви часто становятся ЭМО, я не хочу оскорбить эту субкультуру, а лишь показать как становятся людям плохо потеряв любовь, это самое главное на свете, с возрастом люди забывают что надо любить и прощать… ведь в детстве мы любим и кошечку и собачку, и мамочку и папочку и всех всех всех… потеряв любовь люди часто начинают мстить и сами страдают от этого, забывая что делая больно другим или стараясь сделать больно они лишь отрывают от самих себя кусочек счастья, которого им будет не хватать…
вспомните пожалуйста как вы были счастливы любя и как вам было хорошо, но возможно вы скажете (он или она предали меня, ушли бросили кинули растерзали унизили и все же ушла половинка …) но вы забываете что Бог говорит человек каждый сам сделает себя счастливым и сам творец своей судьбы а не кто иной и ни в коем случае :) и что бы стать таким счастливым не надо прикладывать много усилий, не надо пахать как проклятый не надо бегать за тем или кем что хочется любить , а просто открыв душу и глаза и с легким сердцем легко шагать на встречу будущему и новым возможностям, но при этом не забывая, что надо любить и не испытывать корысть ни ревности ни рать не повышать голос не унижать ни матюгаться и всего того не делать как вы бы сами хотели что бы относились к вам, да путь не легкий но уже через месяц такого радушия вы поймете что жить в любви гораздо лучше чем в гневе и ругани ….. :)
@Alex
чистыми должны быть мысли и побуждения твои, без задних мыслей и тягости без злово умысла и лихорадочности, ибо даже ревность есть тень алчности. живите в любви и мире
O:-)
Виктория, хочу обратится к вам, говорите о церкви как о месте где можно мягко говоря за “талончик” купленный в этом месте (церкви) искупить грехи и идти дальше по жизни ничего не замечая…. и продолжая совершать те же поступки и “злодияния”, для каждого в своей мере тягости… но забываете о главном что очистить нужно душу, а как следствие мысли, а как проявление мысли – это разум, то есть вы если причистились или исповедались, это говорит о том , что вы больше так не сделаете намеренно тех же ошибок за которые вы раскаивались, те все в итоге получается просто как 2х2, но при этом не предельно сложно осуществимо. На ум приходит поговорка “вот он локоток, да не укусишь”…. выражаясь иначе, главное в законах Божьих, любить и с чистой душой и чистыми мыслями подходить ко всем вопросам и поступкам, понимаете Бог в отличии от людей видит все, на сквозь так сказать, его не обманешь, если вы даете денежку просящему с мыслью что мне теперь вернется за это, +1 как сейчас любят говорить, то сильно ошибаетесь… это и есть грех – корысть.. если любите человека и при этом ему обещаете на делать так как говорите но продолжаете поступать так же это и есть грех, это лож… если защитили и просите вознаграждение это и есть грех и примеров этому много. самое главное не забывать, что делая что ли бо нужно помнить о чистоте своих намерений, тот кто не будет искать выгоду и делать на зло … вот он закон Божий. люби и будь любимым ибо бог любит всех какждого и не выделяет никого и перед ним ровны все, а это значет что и ты должна следовать тому же закону, любить и отдаваться этой любви и быть любимой…….
Любите и будте любимы, вот все законы к чему сводятся, а все что вам мешает любить чисто и безкорыстно это и есть зло …
Олег, спасибо за статью, я получила огромное удовольствие, читая её.
Очень жаль, что многие, типа “читают книгу и видят ф-гу”, просто непонимая сути.
Первый раз, честно говоря, прочитала я сегодня заветы.
Обнаружив, что собственно и в голову редко пришло бы подобные истины нарушить (тут я, понятное дело лукавю), приходилось ошибаться…
Кроме всего прочего, написанного в этой интересной статье, мне понравилось “..причины и следствия перепутаны местами…”, вот именно! А я то всё никак сформулировать не могла:)
Никогда не могла понять, почему надо сначала замаливать грехи, затем выходить из церкви и продолжать вытворять тоже самое. Аналогично можно спросить, почему для того чтобы было меньше аварий на дорогах, надо пригрозить гражданам штрафом за превышение скорости, разговор по телефону за рулём, за езду без ремня безопасности? Гражданин что, тупой? Он сам не понимает, чем это чревато? А гражданин просто пойдёт, штраф заплатит-отплатился, как в церковь сходил, и опять вперёд “грешить”. …Я отошла от темы, а смыс то один и тот же. “На кого бы свалить своё нежелание “трудиться””.
Вечный механизм человеческого изобилия.
полнейший бред безбожника, да и только.. “, слепые вожди слепых, если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму (Евангелие)”
….кукол дергают за нитки
на лице у них улыбки))
уважаемый автор, как психолог, вы очень разумный человек, да и не как психолог даже , потому что то. что вы пишите, по-крайней мере об отношениях мужчины и женщины давно говорит Православие и очень конкретно и четко именно на самых основных принципах ваших статей на эту тему и зиждутся отношения между М и Ж в православном христианстве. не кажется ли вам это странным ? ))) не рубите сук, на котором сидите )))
Не понятно и зачем вы ругаетесь, ну и оставайтесь каждый при своем мнении, уж на это то у всех нас право есть!!!
@Анна
Красиво пишете, а вот засвидетельствуйте, много ли любви в том, как ради денег, Церковью была уничтожена семья?
Это понятно, вы другим это расписываете, любовь, звёзды… это понятно, вы других привлекаете, а вот вы, сами, захотели бы быть убитой за ошибку, как это было сделано Церковью?
То что желаете другим, себе возьмёте?
Что касаеться десяти заповедей. Иисус прокатился при жизни своей по первым пяти. Потом Его Церковь прокатилась по остальным пяти.
И сейчас, мир так устроен, что гораздо проще поверить в Иисуса, чем в себя. Ещё неизвестно, кто по течению плывёт :-)
Однако будете популярны, Олег….по течению плывете…
Чем опасен Олег Сатов….или почему ему не выгодны 10 заповедей….? Старо как мир….
Почему человеку так тяжело допустить мысль о своем не совершенстве и возможности очищения…? Потому что гордый…? Нет, потому что слабО…напрягаться слабО…восхождение – труд…а пока я падаю, я все-таки лечу…
Грустно…
Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
………………………………….
Вот ради успеха и комфорта суетного люди готовы отказаться от вечности в Любви…(((
Если ничего своего не додумывать, а просто прочитать: « … Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лук.16:25) Никаких украл, отобрал, обманул. Просто ПОЛУЧИЛ. Доброе получил. И всё! По притче Иисуса, этого оказалось достаточно для наказания. Ого! 8-)
Я раньше не думал, что Господь может ТАК думать ;-)
Понимаю. Бред какой то, но что есть то есть. Поэтому уважаю попытку Олега Сатова разобраться в вопросе содержимого управляющей программы общества. У меня тоже была попытка.
Но надоело. Обломки некогда бурного проекта лежат здесь: (http://info777.spb.ru/spas/fact_jesus.htm) Иногда перечитываю и ржу… :-)
2 – Думать своей головой в христианстве не очень поощряется. Грешная она. Необновлённая. Мудрость почитала безумием. Не нужна она, голова своя, в христианстве. Другое нужно. ;-)
И не только в христианстве.
Догадываетесь, зачем?
Посмотрите, кому. :-)
@ediksib
Не совсем понял по поводу богачей и их отправке в ад, разве за то что человек умеет зарабатывать он признается грешным??? Думаю тут смысл в другом, нечестно заработал или украл – следствие – разбогател, да еще не поделился с неимущими, вот за это и наказание. Ну правда это моя точка зрения!!!
А своей головой думать надо вообще ВСЕГДА, вне зависимости от веры или неверия, к чему слепое поклонение Кому то, никто не запрещает разобраться и вникнуть, не думаю что Господь будет против просвещения!!!
@ediksib
Спасибо за хорошие слова и Вам желаю удачи и мира, прежде всего с самим собой и окружающими. Действительно, я когда-то старалась жить “правильно” с точки зрения церкви, а теперь такого желания нет и появится ли?.. Проживаю свою жизнь так как хочу сама, а не так как цказывает церковь и вера.
@Alex
1 – трупов в Церкви не должно быть ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ! Если уж и библия содержит такие истории (а жизнь и того больше :-( ), то для поиска более глубокого смысла надо хотя бы начать признавать факты.
Сам Иисус так делал. Себе в угоду. Порой не к месту. (см. хотя-бы как он защищал своё положение, когда была разборка “будучи человеком делаешь себя Богом”. Показательно.)
Он начал, остальные подхватили. И понеслось…
Всё нормально. Значит жизнь такая. Если авторитеты перекаверкались, по причине дохлости потеряли авторитет, значит теперь надо начинать думать СВОЕЙ головой. ;-)
@Alina
1- Никто конкретный, кто бы взял на себя ответственность за сей труд ;-)
2- страсть к ярлыкам. Так проще. Так решил, потому что вы написали “притчи Иисуса имеют мощнейший терапевтический и просветляющий смысл.” Тераневтический – понятно. Ядами тоже лечат. ;-) А вот если они для вас имеют просветляющий смысл, значит вы верите/доверяете в его свет/свету. Вот только что светлого в отправке богача в ад только за то что “доброе получил в жизни своей” и в дезинформации “птицы небесные не сеют…”?
С ярлыками нередко ошибаюсь. Может быть и на этот раз жизнь меня удивит? ;-)