Ну, что ж… с момента «объявления войны» просветлению прошел год, и хотя «война», собственно, еще не закончена, можно подвести некоторые итоги и сделать промежуточные выводы.
Для тех, кто пропустил или забыл содержание прошлых серий, напомню, что я с этой темой разбираюсь уже очень давно – идеей просветления я заразился году так в 2000-м. Буддизм, дзен, немного позже адвайта и Трансформация, и всё это на фоне Кастанеды, который вроде о другом, но тоже подливает масла в огонь. Как и у всех на этом пути, поначалу не было ни малейшего понимания, что это за зверь такой – Просветление. Но когда и кого это останавливало?
Несмотря на полнейший сумбур в понимании этого вопроса, усилия по достижению некоего запредельного состояния сознания предпринимались систематически. Не то чтобы вся жизнь была посвящена решению этой загадки, но внимания ей уделялось очень много и, по факту, на очень длинной дистанции. Учителя в этом вопросе у меня никогда не было – только попутчики, книги и собственные изыскания.
Таков был первый этап: ничего не понятно, очень интересно, бессистемные усилия и вера, что просветление достигается с помощью какого-то сложного кульбита, требующего долгой практики. Примерно как сальто в гимнастике, только на территории сознания.
Затем был долгий этап исследования этого вопроса на территории психологии… нашей психологии – той, что без соплей. И кульминацией этого этапа стал «Мозговед» – великая авантюра, которую затеяли мы с коллегами, в попытке спровоцировать у участников мероприятия выход за пределы обычного сознания.
Одна неделя в ретрит-центре под Ярославлем, с раннего утра до позднего вечера различные упражнения и практики и… всё ещё ни малейшего понимания, что мы делаем и зачем. Каково же было наше удивление, когда одного из участников в итоге вынесло так, что он пару дней обращался к себе в третьем лице!
Нельзя сказать, что мы нащупали какую-то волшебную таблетку, открывающую путь к просветлению. На тот момент вообще не понятно было, что именно произошло, куда и почему закинуло этого человека. И хотя по внешним признакам оно было очень похоже на описание опыта просветления в разных эзотерических книжках, по-честному, ясности никакой не было, оно это или нет. Ни у меня, ни у коллег к тому моменту не было никакого собственного опыта «недвойственности» или чего-то подобного. Мы просто стучали кувалдой по бомбе, надеясь, что однажды жахнет, а когда оно жахнуло первый раз, вообще не были к этому готовы. Мы что-то сделали, что произошло – ни черта не понятно, но явно надо продолжать!
Дальше была ещё пара «Мозговедов» и бесчисленные попытки уточнить технику, нащупать ту трещинку в сознании, через которую можно вызвать контролируемый сдвиг по фазе. Без особых успехов, однако. Что-то где-то искрило, случались отдельные проблески, но никаких больших прорывов. В первый раз нам, как водится, просто повезло – теперь же пришла пора серьезной работы и глубоких разочарований. Ничего не получалось и не понятно, куда двигаться дальше.
Затем случился 2016 год, когда после нескольких месяцев довольно дремучего отчаяния у меня относительно спонтанно случился некий «опыт», далеко не такой драматичный, какой мы наблюдали на первом «Мозговеде», но после него что-то поменялось. Общее восприятие бытия осталось более-менее прежним, никакой потери себя или границ между внутри и снаружи, но вместо этого кристально ясное понимание (точнее, видение) иллюзорности всех этих границ и категорий. Всё по-прежнему, но в то же время как-то по-другому. А самое главное – ушло напряжение, с которым я маялся всю жизнь. Когда всё – одно, беспокоиться не о чем… ну, или чуть точнее: когда всё – иллюзия, беспокойство – тоже иллюзия.
Было ли это тем самым «просветлением»? Исходя из сегодняшнего понимания вопроса – и да, и нет. Фокус, судя по всему, в том, что на нашем рынке духовно-эзотерических услуг под одной и той же вывеской продаются два разных феномена. Первый – это некий трансформирующий опыт недвойственности, подрывающий привычную веру в свою автономность без существенных изменений в общем мировосприятии. Второй – более или менее полная смена парадигмы бытия, при которой поддержание прежней (двойственной) картины мироустройства становится затруднительным и требует дополнительных усилий.
Первый тип просветления – это то, о чем так задорно и завлекательно вещают современные youtube-учителя адвайты и иже с ними. Получение этого опыта – дело техники, как то самое сальто. Да, это всё ещё чертовски сложно, да, далеко не каждый «ищущий» сможет повторить этот кульбит. Но, с другой стороны, для этого не нужно посвящать всю свою жизнь штурму духовных вершин, не нужно взрослеть, не нужно избавляться от своих тараканов – достаточно попасть в руки опытного и ловкого проводника. Именно этим прославился «ЭСТ», именно этим занимаются авторы «Врат, которых нет» и их последователи… и именно этим вполне успешно занимались мы на наших «Мозговедах», когда поняли, в чем, собственно, заключается фокус.
Второй тип просветления – это, как говорится, другое. Если для получения первого проблеска недвойственного восприятия нужна только технология и капля везения, то для окончательного и бесповоротного сдвига восприятия требуется… целая жизнь. Не в том смысле, что это долго и сложно, а в том, что нельзя вырастить плод непосредственно из семечка.
Судя по историям о великих просветленных, иногда оно может случиться в относительно раннем возрасте, но это исключение, а не правило. Для простых смертных закон другой – до просветления ещё нужно дорасти, и ускорить этот процесс практически невозможно. Даже прилагая весьма активные усилия к взращиванию самого себя, едва ли удастся обогнать свои биологические часы. Тут как с Алисой – нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. И по факту то, к чему мы естественным образом должны бы приходить во второй половине жизни (ближе к закату), случается лишь с теми, кто бежал изо всех сил.
Как видится сейчас, психика или, если хотите, индивидуальное бытие проходит через определенные этапы развития и становления. И если первый тип просветления – с помощью кувалды и такой-то матери – можно вызвать на любой стадии развития, то второй тип требует последовательного прохождения всех этапов. Причем каждый этап заканчивается выпускным экзаменом в виде глубокого кризиса, который либо поднимает человека на новый уровень, либо отбрасывает его на несколько ступеней назад. И обмануть эту систему вряд ли получится – никакие технологии и кульбиты не сделают из ребенка взрослого и не выведут сознание на тот уровень, где преодоление границы между субъектом и объектом становится естественным и закономерным. Сколько не поливай растение, сколько его ни удобряй, оно не принесет плоды в одночасье… скорее, оно погибнет от избытка воды и химии.
Отсюда и совершенно другая постановка вопроса. Дело не в том, как просветлеть здесь и сейчас, а в том, как прожить свою жизнь так, чтобы тщательно, внимательно и планомерно пройти через все её этапы и испытания. Здесь, как в том анекдоте – «Мы медленно спустимся с горы и…». Юношеский задор и готовность расшибить буйную голову не помогут. Дело не в энтузиазме, не в дисциплине и не в технологии – всё это, безусловно, очень важно, но этого недостаточно. Нужен ещё один принципиально важный ингредиент – конкретный человек и его индивидуальная судьба, его собственный уникальный путь, который должен быть пройден от и до. Либо так, либо никак.
Речь о том, что просветление – это не приз для самых-самых умных, усердных, успешных, удачливых, усидчивых и т.п. Просветление – это такой же закономерный итог (не финал!) жизненного пути, как… простите, путь еды через желудок и кишечник. Нет никакого подвига в том, чтобы опорожниться – это абсолютно естественно. Не естественно было бы пытаться этот процесс ускорить – всему свое время.
Планомерное развитие психической системы само по себе ведет к просветлению – здесь гораздо важнее не мешать, чем помогать. Специальные усилия требуются только, когда мы имеем дело с серьезным расстройством душевного «пищеварения». Но сейчас не об этом! Главная мысль: процесс ускорить нельзя, процесс ускорять не нужно, процесс идет сам по себе – потому что так устроена система, а не потому что мы решили через него пройти. Вся наша жизнь – это путь к просветлению, даже если мы о нем никогда не слышали.
И – уж простите ещё раз, за дурацкую аналогию – лучшее, что мы можем сделать, чтобы завершить пищеварительный цикл, это прислушаться к советам гастроэнтеролога: сбалансированно питаться, не переедать, тщательно пережевывать пищу и не мешать дальнейшему пищеварительному процессу. Оно само! Желудку нужно время, чтобы сделать свое дело. Кишечнику нужно время, чтобы сделать свое дело. Миссия будет выполнена только после прохождения всех этапов пищеварения, не раньше.
И ещё раз другими словами для закрепления. Этот год, посвященный изучению и переосмыслению темы просветления, привел меня в очень интересное место. Не могу сказать, что я полностью утвердился в новой точке зрения – для этого много чего ещё нужно сделать, да и просто пожить с этим какое-то время. Но поделиться общим направлением могу уже сейчас.
Не важно, какую аналогию мы используем – пищеварительный цикл или более традиционную гусеницу превращающуюся в бабочку – помимо общего указания на трансформацию чего-то одного во что-то принципиально иное, в этих метафорах есть указание на невозможность ускорить естественный процесс и отсутствие какого-либо выбора. Процесс идет сам по себе, потому что так заведено, а не потому что был сделан такой выбор. Гусенице не нужно вставать на «путь бабочки», ей не нужно принимать решение «просветлеть» – всё, что от неё требуется, это полноценно прожить свой короткий гусеничный век. Нет здесь ничего героического – напротив, излишнее геройство может замедлить естественный процесс.
Каждое утро мы просыпаемся, и наше индивидуальное сознания чудесным образом снова и снова собирается из небытия. Каждый вечер мы засыпаем, и наше сознание таким же чудесным образом рассыпается и рассеивается в никуда. Можем ли мы уснуть раньше, чем организм к этому готов? Может ли индивидуальное сознание выключиться по своей собственной воле или это происходит только, когда для этого приходит время?
Сон и просветление – далеко не одно и то же, но здесь важная аналогия. Лучший способ заснуть и хорошо выспаться – прожить свой день на полную катушку и лечь в постель с легким сердцем и чистой совестью. Процесс размывания сознания перед сном начинается не потому, что мы этого хотим или «практикуем» ночной сон, а потому что мы истратили себя, прожили свой день, получили опыт, требующий переваривания во сне. Какие усилия тут нужны? Уж точно не судорожные попытки уснуть в полдень, на самом пике энергии и энтузиазма!
Готовность сознания воссоединиться с бессознательным (просветление в психологической терминологии) – это закономерный этап планомерного и последовательного развития, а не результат молитв или духовных практик. Ребенок должен сначала повзрослеть. Взрослый должен сначала помудреть. Мудрец должен сначала достичь такого уровня мудрости, когда… его уже трудно будет отличить от Просветленного. Вот тогда и может произойти алхимическая «конъюнкция» – Великое Соединение Противоположностей.
Что мы можем сделать, чтобы поскорее оказаться в этой точке? Всё и ничего. Ничего и всё. Жизнь – и есть Путь. День за днем, урок за уроком, шаг за шагом. И всё, чем здесь можно помочь себе или другому человеку – увидеть весь этот путь целиком и осознать, что от своей судьбы не уйдешь. Все мы проживаем САМИХ СЕБЯ, и только когда эта чаша будет выпита до дна, наступит время для движения в обратном (от себя) направлении. Как сознание само собой рассыпается перед сном, так и наше городе «Я» начнет само собой рассыпаться и рассеиваться перед просветлением или смертью… смотря что наступит раньше.
p. s.
Очень похоже на то, что просветление – это не более (и не менее) чем осознанный опыт умирания… по аналогии с тем, что представляет из себя опыт осознанного засыпания. Возможность сохранить сознание в момент засыпания, очень похожа на потенциальную возможность осознанно пройти через процесс умирания. Осознанный опыт умирания до наступления физической смерти – возможно, это и есть то самое просветление. А просветленный тогда – не более (и не менее) чем… живой мертвец.
p. p. s.
Так что там про «назад к психологии»? С первым – «технологическим» – просветлением мне всё более-менее понятно. Есть собственный «опыт» и аналогичный «опыт» множества других людей, которых удалось через него провести, есть общее представление о том, что именно при этом «опыте» происходит, что его инициирует, что он дает и чего он не дает. Насколько я вижу, 9 из 10 известных проповедников недвойственности говорят именно об этом опыте.
Со вторым – «сущностным» – просветлением есть хорошая рабочая гипотеза и понимание того, что здесь судорожные усилия неуместны и вообще постановка такой задачи – «хочу просветлеть» – не вполне корректна. Хотеть (с большими оговорками!) можно только первого типа просветления, которое действительно требует очень сфокусированных и целенаправленных усилий. Хотеть второго, полноценного, просветления крайне затруднительно, ибо с точки зрения индивидуального сознания это равносильно желанию умереть.
Из этого, однако, не следует вывод «если хочешь просветлеть, надо просто жить» – это была бы другая тупиковая крайность. Для меня ответ сейчас в том, что надо не «просто жить», надо пройти СВОЙ путь, надо прожить СЕБЯ. Попытки следовать за кем-то, принадлежать той или иной традиции, верить в того или иного Бога уместны и полезны только на ранних стадиях Пути. Но завершить этот Путь можно только через отречение от всего постороннего. Для растения выросшего в заведомо неблагоприятных условиях единственный мизерный шанс принести свои плоды – перестать оглядываться по сторонам и ВСЕ ответы найти в себе. К лесу задом, к себе передом.
Какое место здесь занимает психология? Я уже неоднократно высказывался по поводу того, что все те бонусы, которых люди ожидают от просветления, гораздо быстрее, легче и надежнее достигаются с помощью психотерапии. Отсутствие острых конфликтов и умение искренне радоваться жизни – это не про просветление, а про нормальное состояние человеческой психики. Психология это умеет безо всякой мистики.
А что касается большого – окончательного и бесповоротного – просветления, я на сегодняшний день тоже не вижу лучших инструментов, чем те, что предлагает психология. Разумеется, речь о психологии в широком и глубоком смысле. Если путь к Богу – это путь к Себе, то на территории психологии есть всё необходимое, чтобы пройти этот путь до конца. Мне кажется, йога, дзен, адвайта и все традиционные религии с их многовековой историей погрязли в своей собственной мифологии и с трудом уже отличают мух от котлет. Психология, с другой стороны, склонна охотиться за мухами, забывая про котлету. Но если уж выбирать путь и арсенал инструментов, я выбираю психологию – она лично для меня куда более методична.
А стало быть… к черту погоню за просветлением – гоняться надо за самим собой. Только не за своим скользким и не уловимым «Я», как к этому призывают восточные духовные традиции, а за собой, как Человеком – существом, которое пришло в этот мир, чтобы пройти свой путь и принести свои плоды. Пройти СВОЙ путь, прожить СВОЮ судьбу, прожить САМОГО СЕБЯ – и в психологии есть всё для этого необходимое.
Да здравствует «Психология без соплей»!
p. p. p. s.
И тем не менее, исследование темы просветления на данном этапе не заканчивается. Напротив, насколько я это вижу, оно выходит на новый виток и новый уровень. Возможно, через год придется спорить с самим собой по поводу высказанной здесь позиции, и я готов к тому, что всё окажется совсем не так, как оно видится сегодня. Процесс поиска и исследования продолжается. Будут новости – доложу, даже если снова придется посыпать голову пеплом.