Эксперимент с фотографией и ассоциациями
не подразумевал никакого глумления над комментаторами — даже в мыслях ничего подобного не было. Мне было интересно мнение читателей о фотографии, об изображении, о сценке из жизни, но, что поделаешь с людской психологией… как это и было справедливо замечено, практически каждый высказался о самом себе.
По большому счету, в этом нет ничего такого уж плохого — вполне понятная реакция. Скорее, тут можно сказать, что это снимок плохой, и его неоднозначность создала почву для таких же неоднозначных трактовок и ассоциаций. В данном случае, он сыграл роль пятна Роршаха — кляксы с неопределенными очертаниями, в которой каждый видит только самого себя.
Это забавно и немного грустно, поскольку полученный результат иллюстрирует, то как вообще происходит общение между людьми. Говорящий мало того, что не учитывает психологии слушателя, так еще и позволяет себе расплывчатые неясные формулировки, и слушатель туда же — себя не понимает и собеседника услышать не пытается.
Говорящий хочет сказать что-то конкретное, но удовлетворяется плохим объяснением — не берет на себя ответственность за точную передачу своего послания. А за ним и слушатель отказывается от ответственности и удовлетворяется пониманием, которое первым пришло на ум, и вместо того, чтобы задуматься, что на самом деле имел в виду его собеседник, набирает в грудь воздуха и… ждет своей очереди заговорить — раскритиковать, опровергнуть, согласиться, похвалить, выразить СВОЕ мнение.
А какое понимание первым приходит нам на ум? — То, которое нам выгодно! Выгодно в психологическом смысле, как способ укрепить позиции слабого и трусливого Эго. Так ум защищает себя от провала, находит себе оправдание. Хочет человек убедить себя в том, что ему нужна машина, и вот он начинает повсюду высматривать подтверждения своим мыслям. Какой-нибудь лихач задевает его на перекрестке, и он видит в этом знак судьбы — нужно срочно купить машину! Очень удобно.
[[Продолжение — о природе и пользе ассоциаций]]
Но как и в любой бочке дегтя, есть тут и своя ложка меда. Ум непрерывно ищет решения внутренних проблем и преодоления собственных же сомнений — это тяжело в плане общего душевного состояния, но хорошо в том смысле, что постоянно напоминает о существовании нерешенных проблем.
Когда алкоголик напивается, а домохозяйка просиживает целыми днями перед телевизором, занимаются они этим для того, чтобы на время заглушить работу ума, забыть про свои тревоги и сомнения. В тишине и одиночестве внутренние голоса становятся особенно громкими. Но даже когда кругом шумно и весело, душевный разлад все время вылезает наружу — в виде ассоциаций. Ум все время ищет ответы и проецирует свои терзания на все вокруг — цветы начинают напоминать об одиночестве, улыбки — о собственной печали, а чужое горе — о муках своей совести.
Многие тут спрашивают, как себя исследовать, — вот вам и метод. Хотите докопаться до своих внутренних проблем и переживаний — изучайте свои ассоциации. Осознанность и наблюдательность рано или поздно решают любую проблему, а ассоциации, поскольку они возникают сами собой, вне сознательного контроля, — это одно из тех проявлений психической жизни, на которые следует обращать особое внимание.
Изначально, метод ассоциаций был предложен Фрейдом, в качестве методики исследования бессознательного. Классический образ психоанализа — пациент, лежащий на кушетке, и аналитик, сидящий в темном углу, — это как раз изображение основной фазы психоаналитического процесса. Аналитик задает тему, а пациент озвучивает поток своих ассоциаций. Аналитик специально находится вне поля зрения, чтобы не вмешиваться в процесс извлечения ассоциаций.
Буквально, фрейдовская технология выглядит так. Берется какой-то начальный образ и к нему придумываются ассоциации, притом каждая следующая ассоциация цепляется за предыдущую, и продолжается это до тех пор, пока поток взаимосвязанных идей, слов и образов не иссякнет. Фокус здесь в том, что с какого образа ни начни, поток ассоциаций всегда приводит к центральной проблеме пациента — к самому напряженному его внутреннему конфликту.
Получается что-то вроде: «яблоко — дерево — Адам и Ева — мама и папа — развод — я виноват — меня не любят — я плохой — ааааааа, ыыыыы…» Вместо яблока можно взять телевизор, Папу Римского или лай собаки — конечный результат будет тот же.
Фрейд этим своим открытием очень гордился, поскольку метод свободных ассоциаций действительно позволяет легко и просто докопаться до глубинных проблем пациента. Но есть в нем и свои ограничения.
Вообще, Фрейд прославился благодаря своей книге «Толкование сновидений», в которой он выдвинул революционную идею, что сновидения — это не бессвязный поток образов, а более-менее осмысленная символическая постановка, отражающая психологическое состояние сновидца. Ну а поскольку метод ассоциаций для Фрейда был ключевым способом исследования, случился тот самый казус, из-за которого над Фрейдом теперь постоянно посмеиваются.
Сексуальность — это одна из самых тревожных тем для любого человека, а во времена Фрейда, когда проявление сексуальности вообще было под запретом, это было особенно заметно. Поэтому метод свободных ассоциаций всегда приводил пациентов Фрейда к теме сексуальных отношений. Любое бегство от собственной природы вызывает внутреннее напряжение, и стоит начать копать, оно тут же вырывается наружу.
Вот Фрейд и сделал вывод, что всюду одна только задавленная сексуальность — какой образ сновидения ни возьми, ассоциации все равно приводят к теме секса. Здесь, правда, еще сказались проблемы самого Фрейда — у него много чего было перекручено в голове на почве сексуальности. Но такие уж были времена — Фрейд просто вытащил наружу то, что все вокруг пытались закопать поглубже.
В связи со всем этим, можно сказать, что фрейдовская система толкования сновидений — это чушь. Как высказался по этому поводу Юнг — «С тем же успехом можно анализировать надписи табличек на иностранном языке, которые видит путешественник в окно своего вагона». Свободные ассоциации при любом раскладе оставляют начальный образ позади и приводят пациента к базовым проблемам, которые, по большому счету, и так очевидны.
В этом смысле хороши пятна Роршаха, как одна из вариаций фрейдовского метода, — здесь изначально берется образ, не имеющий никакого собственного значения, и это позволяет быстрее и проще перейти к тому, что для пациента важнее всего.
А как альтернативу Юнг предложил свой вариант ассоциативного метода. Названия у него нет, а суть сводится к тому, чтобы все ассоциации отталкивались от первоначального образа. Тогда получается совершенно другой эффект — происходит расширение смысла, раскрытие символического значения образа. Соответственно, и выводы Юнг сделал совершенно иные — оказалось, что многие символы имеют универсальное значение для всех людей, независимо от их воспитания, языка и культуры.
Например, ассоциативный комплекс для символического креста будет более-менее одинаков и у швейцарского банкира, и у китайского партработника, и у какого-нибудь папуаса. И таких универсальных, общечеловеческих символов множество. Где-то отсюда у Юнга и родилась его теория коллективного бессознательного.
А к коллективному значению символа прибавляется еще и личные ассоциации, которые обогощают и уточняют индивидуальное значение образа. Поэтому применение юнговского метода дает другие результаты, более разнообразные и интересные в плане исследования психики.
Можете попробовать на себе — возьмите ту же фотографию из прошлой статьи, выберите одного персонажа, который вам ближе всего, и попробуйте записать список своих ассоциаций на него. Сначала попробуйте метод свободных ассоциаций и посмотрите, куда вы придете. А затем попробуйте юнговский способ и сформируйте смысловое облако вокруг выбранного персонажа — каждый раз задавайте себе один и тот же вопрос «Какой он?» или «Что меня в нем привлекло?» и записывайте все, что само собой всплывает в голове. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что ответ на вопрос найден — это будет что-то вроде расслабления или чувства сделанного открытия, или может просто четкое и холодное понимание, что ответ найден.
Так вот и происходит рутинная часть психологической работы. Когда нужно что-то в себе понять, разобраться в своих чувствах, понять свои реакции, разобраться в своих мотивах — берите ручку и бумагу, рисуйте в центре свой вопрос или ключевой образ и записывайте к нему ассоциации до тех пор, пока не наступит какое-то прояснение. Отработайте эту технику, и вы сами себе станете психологом.