Раз в год-полтора мы проводим «Мозговед» — большое мероприятие, целью которого является ни много ни мало получение участниками глубокого и очень важного «духовного опыта». Обычно сей опыт достигается путем многолетних последовательных практик под руководством грамотного специалиста. И даже тогда результат не может быть гарантирован, и крайне сложно заранее определить, суждено ли данному конкретному человеку пересечь заветную черту или на данном жизненном этапе дверь для него закрыта.
Опыт весьма своеобразный. «Духовным» его можно считать постольку, поскольку о подобных открытиях и переживаниях обычно рассказывают «духовные люди» в рамках различных «духовных традиций». Если же смотреть непредвзято, то гораздо естественнее было бы назвать этот опыт познавательным, когнитивным. И только во вторую очередь можно признать его именно «духовным» — в том смысле, что он приводит к глубокому переосмыслению природы мироздания и влечет за собой серьезную трансформацию сознания.
Одним из наглядных и осязаемых постэффектов этого опыта является вновь приобретенная способность говорить на одном языке с теми людьми, которых принято называть учителями, гуру, мастерами. То, что в их словах ранее воспринималось исключительно метафорически, начинает откликаться и находить опору в полученном опыте. Было абстрактно и непонятно, стало конкретно и очевидно. Прежде всего, здесь речь об идее недвойственности, исходной цельности за пределами дуальных концепций — видении исходной картины бытия, до того как она была порезана на части интерпретациями.
Весьма характерно, что попытки описать эту доконцептуальную картину мира сталкиваются с трудностями, о которых давным-давно предостерегал Лао Цзы — «Дао, выраженное словами, не есть постоянное Дао». Ни одно слово не может описать то место, которое существует до всяких слов — по той же причине, по которой луч фонарика никак не помогает разглядеть окружающую темноту. Там, где есть свет, нет тьмы; там где есть слово, нет Того, нет Дао, нет недвойственности, нет Опыта.
Тем не менее, слова могут помочь хотя бы в виде отсылки или удачной метафоры передающей отдельные аспекты довербального «духовного опыта». И вот здесь прослеживается интересная штука — попытки хоть как-то облечь в слова суть и содержание этого опыта порождают очень знакомые формулировки: «нечто единое», «есть только ЭТО», «все сделано из ЭТОГО», «бесконечное, без границ, без центра», «вне времени и пространства», «безличное, безымянное, вечное», «неподвижное, цельное, непрерывное» и так далее, и тому подобное. Как тут не провести параллель с универсальным Единым Богом, всесильным и вездесущем?
Выразить в словах суть и содержание получаемого опыта невозможно, но именно в попытках подобрать слова-указатели мы обнаруживаем сходство, если не идентичность, с тем, как описывают свое финальное прозрение разного рода учителя. Более того, понятнее становится часто озвучиваемая идея, что «есть только Бог». Ведь именно так оно и воспринимается, когда удается выскользнуть из пут ума — есть только Дао, единое, непрерывное, монолитное, без границ, без центра, без движения, вне времени, вне пространства… а весь привычный нам мир субъектов и объектов — лишь мимолетный отблеск той исходной реальности, сон, приснившийся бабочке.
Другой крайне характерный аспект этого опыта связан с обнаружением иллюзорности «Я» — прямое, безо всяких сомнений осознание того, что субъект — тот, кто проживает жизнь, принимает решения, получает опыт — является миражом. Никакого субъекта нет. Жизнь не нуждается в наличии субъекта, способного на самоопределение. Жизни кузнец не нужен! И именно это осознание является точкой опоры, способной перевернуть весь мир. Без утраты индивидуального «Я» опыт остается частичным, лишенным однозначности.
Предельный ли это опыт или человеку доступно какое-то еще более глубокое прозрение? Не понятно. Является ли данный опыт тем самым «Просветлением»? Маловероятно. И все же это нечто такое, после чего взгляд на мир уже не может быть прежним — оказавшись однажды за кулисами театра, принимать спектакль жизни за чистую монету становится очень трудно.
Практическая ценность данного опыта, однако, весьма сомнительна. Это один из контрольных вопросов, позволяющих определить, действительно ли получен опыт или человек все выдумывает. Обнаружение доконцептуальной картины мира и осознание иллюзорности всякого субъекта, с одной стороны, вызывает глубокое потрясение, с другой — ровным счетом ничего не меняет. Гора остается горой, даже если теперь очевидно, что она нарисована мелом на экране сознания.
И тем не менее, очень многие субъекты, не взирая на свою мнимость, ищут возможности получить этот необычный опыт. Мотыльки, слетающиеся к костру и отказывающиеся верить, что ничего хорошего им это инстинктивное устремление не сулит. Так уж устроена наша «реальность» — где-то на уровне исходного кода в нас заложено стремление к огню, который нас уничтожит. И для тех, кто чувствует эту неумолимую тягу к Богу, к Истине, к испепелению всех иллюзий, встает вопрос о собственной готовности и способности совершить это странное путешествие.
Так вот… критерии готовности — как определить, есть ли у человека шансы выскользнуть за пределы ума и получить опыт недвойственного восприятия? Сможет ли он полученный опыт интегрировать или для него это будет только сон о пробуждении ото сна?
NB: За девять лет работы в этой теме накопились некоторые интересные наблюдения, и в каждой новой группе теперь удается заранее угадать пару-тройку человек, у кого шансы на получение искомого опыта довольно высоки. Так что дальнейшие рассуждение совсем не умозрительные — это попытка описать критерии, по которым происходит такое вот угадывание.
Критерии готовности
Шанс получить опыт мистического единства есть у каждого и в любой момент времени. Вопрос, по большому счету, сводится к тому, как велик этот шанс прямо сейчас, применительно к тому методу, который используется для сдвига крыши. Люди разные, методы разные и момент времени тоже бывает разным — более или менее подходящим. Но на практике есть все-таки критерии универсальные и устойчивые, не зависящие от фазы Луны.
☯︎Первый и самый важный из них — искренность. Не интеллект, не образованность, не опыт в духовной практике и даже не отсутствие глубоких заблуждений. При прочих равных все это тоже имеет значение, но если нет искренности, все остальное уже не важно.
Вспомните свой привычный круг общения — вы обязательно обнаружите тех, кто кажется вам более искренним человеком и те про кого так совсем не скажешь. Причем искренность не равносильна открытости или дружелюбию — часто эти качества идут рука об руку, но есть и другая форма искренности, более жесткая и закрытая. Тогда мы говорим о прямоте и честности с собой, но и это тоже в сущности искренность, просто на другой психологической почве.
А теперь задайтесь вопросом — каким человеком видит вас ваше окружение? Кажетесь ли вы человеком искренним, прямым, честным? Или эти качества вас проявлены не настолько ярко, чтобы на них обратили особое внимание?
Если прямота и искренность — это не про вас, если умение играть в открытую не заложено в вас с детства, если вы не пришли еще к осознанию ценности такого способа жить свою жизнь, вероятно, глубокие духовные переживания вам будут недоступны.
Понимание природы обычной человеческой искренности может очень помочь в движении к вершинам сознания. Традиционные духовные практики практически всегда излишне мистифицированы и мало понятны современному человеку. Искренность, с другой стороны, — это очень простая и понятная штука, безо всякой мистики. И если хочется повысить свои шансы выбраться за пределы своего ума, усилия стоит направить именно сюда — стать искренним человеком. А достигнув искренности, останется сделать один последний шаг — хорошо высушенные дрова воспламеняются с одной спички.
В своей практике мы видели множество людей с огромным опытом в духовной и психологической работе, у которых не было ни единого шанса. И множество тех, кого можно назвать скептиками, людьми далекими от каких-то духовных исканий, но при этом искренних даже в самых своих глубоких заблуждениях — и именно они в итоге становились живыми примерами для всей остальной группы. Психологическая прозрачность, отсутствие второго дна и камня за пазухой — вот, что имеет значение.
За подробностями — в Гугл/Яндекс. Почитайте, что такое искренность, проверьте себя, и если окажется, что искренности вам пока не хватает, скорее всего, вы сами легко догадаетесь, что именно вам нужно, чтобы ее достичь.
☯︎Второй принципиально важный критерий — баланс рассудка и эмоций, рационального и иррационального. Если человек глух к эмоциям, исследование границ сознания становится умозрительным и ведет лишь к формированию новых теорий. Если человек не восприимчив к своим мыслям, не умеет думать и делать выводы, опыт выхода за пределы этих самых мыслей либо не состоится, либо не сможет быть интегрирован.
Для выхода за пределы ума не требуется высокий IQ. На практике это, скорее, мешает, чем помогает, поскольку высокий уровень интеллекта часто влечет за собой ту самую эмоциональную глухоту. Эрудиция, знания, осведомленность об устройстве мира и сознания, обширные представления о сути духовных практик тоже мало чем помогают. Умники, интеллектуалы, ходячие энциклопедии — их шансы на успех довольно малы, если рациональное в них не сбалансировано в должной мере восприимчивостью к эмоциям.
С другой стороны, сильный перекос в эмоциональную сторону делает переживания хаотичными, бессистемными, лишает человека возможности выделить и осмыслить самую суть произошедшего. В результате даже самый яркий и интенсивный мистический опыт не приводит к реальной трансформации. Осознание, инсайт, самадхи — это производная мышления и эмоций, работающих связно и согласованно. Убери любой их компонентов, и от полноценного комплексного переживания останется лишь его однобокий суррогат: понял, но не почувствовал, почувствовал, но ничего не понял.
Умение думать и умение чувствовать — этому нужно научиться.
☯︎Третий критерий — восприимчивость. Это про ту самую чашку, которая должна быть пуста, про готовность воспринять что-то новое, даже если оно расходится с привычными воззрениями. Способность подвергнуть сомнению и переосмыслить даже самые дорогие сердцу концепции и убеждения — необходимое условие, чтобы иметь хоть какой-то шанс на выход за пределы привычной картины мира.
Сознание должно быть готово добровольно выйти на грань сумасшествия, где сон и явь уже не так отличаются друг от друга. Это не значит, что нужно заранее сойти с ума, это значит, что такая цена, коль скоро придется ее заплатить, должна человека устраивать. Невозможно выскользнуть из обусловленности умом, не будучи морально готовым лишиться рассудка. Быть может, этого и не потребуется, но в решающий момент этот вопрос может встать ребром. И если отказ от себя и целостности своего сознания кажется слишком высокой платой, происходит отскок назад, и дверь остается закрытой.
☯︎Четвертый критерий — смирение и самоотречение. Здесь мы говорим про готовность отпустить руль и позволить ситуации разворачиваться своим чередом. Рефлекторное хватание за рычаги — это то, что многих останавливает в самый последний момент. А еще это про умение отложить в сторону свою гордость, свое капризное якающее «Я», про способность слушать и слышать, способность следовать подсказкам и указателям, способность быть ведомым в танце со своим проводником.
Девять из десяти шагов к пробуждению мы совершаем из позиции абсолютной личной ответственности. Вся психология об этом. Каждая духовная практика опирается на это. Но последний шаг происходит исключительно в состоянии смирения — отпускания себя на волю сил, которые заведомо не дано понять. Это может быть живой проводник, учитель, гуру. Это может быть проводник внутренний — интуиция, чутье, сердце. Это может быть проводник абстрактный — Бог, Судьба, Вселенная. Так или иначе, последний ход совершается за пределами личной воли и индивидуального сознания. А значит, сознание должно быть готово к позиции внимательного, послушного, смиренного ведомого. Помолиться и отойти в сторону. Привет всем участникам Мозговеда.
А как подготовиться?
Три четверти пути к пробуждению — это самая обычная психологическая работа. Залечивание душевных ран и травм, становление личности, взросление, достижение зрелости и обычной человеческой мудрости. Именно на этом пути человек приходит к искренности, балансу психических функций, восприимчивости и смирению.
Для этого не нужны никакие духовные практики. Более того, они на этом этапе пути вредны и, зачастую, превращают духовный путь в духовное блуждание или даже заблуждение.
Настоящая практика начинается там, где сознание к ней уже готово, и никакой даже самый эффективный экспресс-метод сдвига крыши не позволяет обойти этот острый угол. Спровоцировать околомистическое переживание не так уж и сложно — для этого придумано множество психотехник — но по-настоящему глубоким и трансформирующим этот опыт становится только, если сознание готово его воспринять и интегрировать.
Правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа. Правильно выполненная подготовка — три четверти пути к пробуждению.