Сегодняшняя статья написана, скорее, для себя, чем для читателя. Коль сокоро к каждому человеку нужен свой подход, свои образы и метафоры, чтобы зацепить душу, в этом тексте метафоры подобраны под меня — чтобы самого себя задеть за живое и не забыть главную мысль. Но, может, и еще кому-то в душу попадет, как знать.
Итак. Помимо психологии и фотографии, я очень люблю авиацию. И если бы начинать жизнь сначала, возможно, я бы ее переиграл именно в этом направлении. К сожалению, в нашей лучшей из стран, авиационное хобби могут позволить себе только очень богатые люди, а простым смертным остается либо идти в профессиональные авиаторы — то есть, посвящать этому всю жизнь — либо довольствоваться компьютерными авиа-симуляторами.
И вот как раз по поводу симуляторов. Они созданы для мечтателей, желающих приобщиться к авиации, но не имеющих такой возможности. Это та самая ситуация, где симулятор оправдывает свое существование — он позволяет хотя бы в отдаленном приближении получить то, чего никак иначе достичь нельзя.
Еще более очевидный пример — профессиональные авиа-тренажеры, на которых сейчас готовят практически всех гражданских пилотов. При точном физическом моделировании кабины конкретного самолета и компьютерном моделировании его поведения в воздухе, подготовка на тренажере оказывается почти такой же эффективной, как на реальном воздушном судне, но гораздо дешевле и безопасней. Польза на лицо.
То есть, практическая ценность симуляторов сама по себе неоспорима. Однако представьте себе другую картинку. Представьте супер-мега-симулятор, который потребляет электричества как целый город, и во всех деталях, вплоть до атомарного уровня, моделирует… скажем, обычную шахматную доску с обычными шахматными фигурами.
И вот вы можете надеть костюм виртуальной реальности, подойти к этой смоделированной доске, ощутить ее поверхность, почувствовать запах, подвигать руками фигуры и услышать их шуршание по доске. Все как настоящее: органы чувств уже даже не могут отличить модель от реальности. Полное погружение. Все как настоящее, только не настоящее.
И вот стоит эта установка стоимостью в миллиард долларов, пожирает электричество и греет воздух, как доменная печь, и все для чего? Для того, чтобы во всех деталях смоделировать шахматную доску, которую за сто рублей можно купить в ближайшем универмаге и насладиться теми же самыми ощущениями в самой настоящей реальной реальности.
Какой тогда смысл в подобной симуляции? Зачем вкладывать огромные ресурсы в моделирование того, что у нас всегда под самым носом? Это не полет на самолете, который доступен не всем, это не полет в космос, который в масштабах планеты вообще никому не доступен. Это обычный кусок дерева и игра, которая доступна каждому по первой прихоти. Какой тогда смысл?
Но ведь именно этим мы и занимаемся прямо сейчас! С момента рождения у нас есть самое непосредственное и самое восхитительное восприятие реальности — мы видим, мы слышим, мы чувствуем запах и вкус, мы ощущаем свое тело, и оно послушно нашим желаниям — мы находимся в мире невероятных чудес, и никакие обстоятельства не могут нас отсюда изгнать. Этот волшебный мир прямо сейчас вокруг нас — мы дышим, мы живем — но совершенно не обращаем на это внимания, потому что все наше внимание поглощено симуляцией жизни.
Сначала мы придумываем для себя самые простые игры с самыми простыми правилами. Например, играем в кубики и строим самую высокую башню. Потом наши игры усложняются, а правила становятся все более изощренными. Мы взрослеем и теперь уже играем в отношения — в дружбу, в любовь, в бизнес. Мы вступаем во взрослую жизнь и принимаем глобальные правила игры — добейся успеха, будь полезным, исполни свой долг.
И где-то на пути этого усложнения мы забываем, что это всего лишь игра, всего лишь симуляция. И как только это происходит, мы начинаем верить, что это и есть настоящая жизнь и настоящая ценность, что счастье и чудо жизни состоит в том, чтобы научиться хорошо играть в эту игру, а еще лучше — научиться в нее выигрывать.
Наш ум — самый совершенный компьютер. Мир наших представлений о жизни — самая совершенная симуляция. И с тех пор, как мы провалились в эту Матрицу, добро и зло, радость и печаль, счастье и полнейшая безысходность определяются правилами этой игры, а не объективной действительностью.
Как фанатичные болельщики испытывают счастье, когда их любимая команда побеждает, или столь же отчаянно горюют, когда команда проигрывает, так и мы фанатично болеем за самих себя в рамках всеобщей игры: радуемся, когда удается набрать очки, злимся, когда другие играют не по правилам, горюем, когда срезаемся на отборочных турах.
Мы — кукловоды, которые управляют своими марионетками в общемировой театральной постановке и настолько глубоко сопереживают своим вымышленным персонажам, что давно уже забыли о реальном мире. Мы провалились в созданную собственными руками симуляцию и забыли о том, что сотворили. А хуже всего то, что сценарий спектакля и правила игры придумал за нас кто-то другой — именно поэтому сладкие грезы для многих обращаются в кошмар, от которого никак не удается очнуться.
И речь сейчас не о той далекой и недостижимой мистической трансформации, когда человек вырывается из оков своего ограниченного Эго. Нет, все гораздо проще и очевидней. Сейчас мы всей душой переживаем и беспокоимся о том, что существует только в рамках симуляции, о том, что не имеет никакого значения за пределами игрового поля: хорошие мы или плохие, любят нас или нет, успешны мы или полнейшие неудачники… Но, в то же самое время, мы остаемся и никуда не уходили из мира чудес — мы все так же дышим, чувствуем и осознаем самую объективную и единственную настоящую реальность.
Нам не нужна никакая симуляция для счастья. Возможно, нам нужны игры и правила в отдельных сферах нашей жизни, но не игры делают нас счастливыми. Наши органы чувств, наше восприятие непрерывно изливают на нас поток переживаний, который и есть единственный источник настоящего счастья, но мы так поглощены своей игрой, своими победами и поражениями на виртуальной арене социальных отношений, что отказываемся замечать очевидное.
Мы несчастны, потому что утратили связь с реальностью, но вместо того, чтобы восстановить эту связь, мы все глубже погружаемся в игру и надеемся, что победа нас осчастливит. Но ведь фантазии о еде не утоляют чувства голода.
Виртуальный мир виртуальных ценностей, каким бы прекрасным и увлекательным он ни был, — это всего лишь симуляция, игра. И достижение счастья в рамках игровых ценностей — это не настоящее счастье, это всего лишь надпись на виртуальном табло: Поздравляем, вы победили — теперь вы счастливы!
Game over!
P. S.
А нет ли у кого из читателей собственного самолета?
Хочу с вами дружить!
Если работа мешает игре, брось, Садовница, работу…
По пути на работу прохожу мимо местной наркологии. Когда тепло больные выползают во дворик, подставляют свои опухшие лица солнышку, нюхают цветочки… На их рожах полное удовлетворение жизнью, а у меня на работе аттестация, написание программы, ведение занятий, журналов и тд. и тп. Проходя мимо я даже завидую, хорошо живут, а я если не успею, не сдам, буду чувствовать себя несчастной, потому что не справилась, подвела ну все такое. И все таки мне хочется еще поиграть!
Допустим, это все почти готово “осознаться”. Мешает одно препятствие – а что я буду делать без игр? Не утратит ли тогда моя маленькая жизнь свой смысл полностью?
Мне реальная жизнь представляется как валяние в течение многих лет на каком-нибудь пляже и просто ощущение всего происходящего вокруг. Но с тем же успехом я мог родиться китом. Ну, это если говорить о совсем уж реальной жизни.
Итак, что делать?
(если вопрос выглядит глупым, спишите на возраст:)