Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Психология без соплей

Непрофессионализм профессионалов

Непрофессионализм профессионалов
Кто правит этим миром? · 20 декабря 2018 г.

В этот раз о житейском и наболевшем… с психологическим подтекстом, разумеется. Столкнулся тут в очередной раз с профессионалами своего дела, и прямо-таки зачесалось. Дети до определенного момента верят в Деда Мороза, а я вот до сих пор верю в «профессионалов». Но детям однажды приходится повзрослеть и перестать верить в сказки, и мне, видимо, тоже пора.

Суть вот в чем. За последние полгода несколько раз возникали проблемы с машиной, из-за которых приходилось обращаться за помощью к профессионалам — и к официальным дилерам, и в коммерческие автосервисы с громкими названиями, и к гаражным специалистам неопределенной национальности. И всякий раз была надежда, что уж здесь-то люди знают свое дело, во всем разберутся, найдут проблему и исправят, и всякий раз выходило иначе. Причем каждый раз сервисмены вели себя крайне «профессионально» — держались гордо, говорили уверенно и всем своим видом демонстрировали превосходство над простым людом и другими горе-специалистами.

И вот тут — посыпаю голову пеплом — я раз за разом попадаю впросак. Когда человек дает понять, что он знает, о чем говорит, и полностью уверен в своей правоте, я на это ведусь и автоматически ему верю. Во всяком случае, пока не будет доказано обратное. Презумпция невиновности, так сказать. Или патологическая наивность доверчивость, как посмотреть.

Сам я не большой спец в автомобильных вопросах — общие представления, конечно, имею, но в целом считаю себя дремучим дилетантом. Соответственно, на чужую территорию не лезу и умника из себя не строю — если говорят в сервисе то-то и то-то, я не спорю и делаю, что сказано. Даже, если есть какие-то свои сомнения и соображения, уточняющие вопросы задаю, но на своем не настаиваю — онижпрофессионалы, им лучше знать!

И в обычном случае они оказываются правы — опыт все-таки сказывается. Но, стоит столкнуться с ситуацией хоть сколько-нибудь нестандартной, весь их профессионализм тут же сдувается — как только исчерпывается привычный арсенал готовых ответов, за ширмой самоуверенности обнаруживается пучина невежества и нежелания в чем-либо всерьез разбираться. И никакой тут вам профессиональной гордости, ответственности и, тем более, спортивного азарта — не барское это дело разбираться с нестандартными проблемами! Щелкать в два счета типовые задачи гораздо выгоднее.

Вот это и вызывает когнитивный диссонанс — как человек умудряется не отдавать отчета в ущербности своих познаний? Ведь все эти спецы не врут — они искренне верят в свою правоту и свой профессионализм. Это не мошенники и не халтурщики — это обычные и вполне добросовестные люди, которые полностью убеждены в своих знаниях и умениях. Но когда на практике оказывается, что чего-то они не знают, не умеют и не понимают, то… почему-то ничего не происходит — они продолжают и дальше верить в свой профессионализм и просто самоустраняются от решения проблемы.

То же самое происходит и во всех прочих сферах жизни — куда ни плюнь, кругом одни сплошные профессионалы. И всё настолько плохо, что слово «профессионал» лишается всякого смысла и указывает теперь лишь на то, что с помощью своего ремесла человек успешно зарабатывает на жизнь. Большим специалистом для этого ему быть вовсе не требуется.

Быть может, так оно было всегда, и только наивные люди с инфантильно-идеалистичной картиной мира приравнивают профессионализм к глубокому знанию своего предмета и стремлению постоянно совершенствоваться в своей области. Но, черт возьми, разве это не логично?

Говорят, что смелость города берет. Так оно и есть — самоуверенность на рынке услуг продается гораздо лучше, чем настоящий профессионализм. Истинный профессионал это обычно человек крайне требовательный к себе — именно это и толкает его к тому, чтобы продолжать разбираться в вопросе все глубже и глубже. И именно это не позволяет ему напялить себе на голову корону «настоящего профессионала» и с большой помпой продавать свои услуги. Большая шумиха и громкая реклама — удел воинствующих дилетантов.

Собственно говоря, этот феномен давно уже описан — эффект Даннинга-Крюгера — глупый человек может быть не осведомлен в отношении собственной глупости именно в силу этой самой глупости. И большинство «профессионалов» вокруг именно таковы — они убеждены в собственном профессионализме только потому, что не способны оценить уровень собственного непрофессионализма.

Удивляет то, насколько эта проблема повсеместна. И еще больше удивляет то, что мир при этом не разваливается на части. Непрофессионализм не приводит к концу света, а это значит, что мы живем в мире дилетантов, в который заложена такая мощная защита от дурака, что даже повсеместный хронический непрофессионализм не приводит к особенно большим проблемам. Правда мир от этого порой кажется довольно безумным.

Есть и другой интересный момент — настоящие профессионалы, обладая обычно довольно развитым интеллектом, демонстрируют при этом удивительную наивность. Они часто застревают в своих идеалистичных представлениях о жизни и искренне верят, что, чем качественнее предлагаемый ими продукт, тем лучше он должен продаваться. Казалось бы вполне разумное предположение — чем качественнее, тем выше спрос.

Так бы оно и было, но только не в том мире, где всюду вмешивается человеческая психология с ее весьма любопытными спецэффектами. Ведь на практике лучше всего продается то, что лучше всего рекламируется, и только во вторую очередь то, что лучше по своим потребительским качествам. И получается занятная ситуация, когда профессионал бесконечно оттачивает свои навыки и повышает качество своего продукта, ожидая автоматического повышения продаж, а продажи растут у того, кто повышает качество рекламы.

Мир не должен быть так устроен (с рациональной точки зрения), но он устроен именно так. Одного профессионализма самого по себе недостаточно — требуется еще и умение себя подавать, а настоящие профессионалы обычно считают это ниже своего достоинства. Именно поэтому, если ты такой умный, очень высока вероятность того, что ты не будешь богатым — для этого прежде всего нужен не ум и не качественный продукт, а умение себя продавать.

Вот и получается, что настоящие профессионалы в нашем мире вроде бы и есть, но на виду и на слуху оказываются люди совсем иного склада — быть может и не совсем дилетанты, но все-таки далеко не самые лучшие специалисты в своей сфере. Миром правят продавцы, а не профессионалы.

Причем это касается не только коммерческих отношений и фактических продаж, но и всего остального тоже. При устройстве на работу, в политике, в борьбе за общественное мнение — везде и всегда встречают в первую очередь по одежке. И даже в споре побеждает не истина, а то, что прозвучало более красиво и убедительно — дилетант с хорошо подвешенным языком запросто переспорит косноязычного профессионала… или, во всяком случае, создаст у окружающих впечатление, что именно он разбирается в вопросе лучше.

И так происходит не потому, что люди дураки и их легко облапошить красивыми речами. Так устроено человеческое сознание — доверие к продукту, идее или человеку формируется оберткой, а не содержанием. В глубине своей психика примитивна и иррациональна, и в коммерции выигрывает тот, кто отдает себе в этом отчет и хорошо умеет этим пользоваться.

Хотите настоящего качества — ищите штучный товар, потому что там, где самые массовые продажи, там правят маркетологи, а не профессионалы, и уж они-то точно знают, что коммерческий успех зависит далеко не от качества. А значит, наиболее массовый продукт заведомо не может быть наиболее качественным — это было бы попросту не выгодно… кроме каких-нибудь очень редких случаев, когда профессионализм и маркетинг находятся в равновесии.

Рекламу профессионалов-одиночек закончил!
Достаточно хорошо подано?


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:


Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Сергей
Гость
Сергей
27.02.2019 12:56

Если хотите качества-научись и сделай сам…Как вариант,но к сожалению,жизни не хватит всему научится.
Остаётся только констатировать сбособность менталитета.по этому и ЛАДА…

vtv
Гость
vtv
01.01.2019 16:24

Есть мнение, что никакого эффекта Даннинга-Крюгера и нет вовсе https://medium.com/@flavorchemist/dunning-kruger-regression-7d747eecb806

Никос
Гость
Никос
01.01.2019 13:52

Олег, а когда вы за руль сесть успели? У вас же вроде не было авто?

Василий
Гость
Василий
28.12.2018 23:51

Это точно Олег статью писал???
Кто вы и куда его подевали Сатова?
Олег, подмигни, если тебя держат в заложниках.

Midnight
Читатель
23.12.2018 13:28

Я никогда не покупаю не понятное мне. Я не буду брать на прилавке магазина непонятный шоколадный батончик в непонятной обертке, которую я в первый раз вижу. И не потому что я боюсь отравиться, или боюсь потратить деньги на то что мне возможно придется не по вкусу, а просто считаю, что именно сейчас не время для экспериментов. Беру сникерс, и иду дальше, не взирая на то, что он в полтора раза дороже «безымянного» батончика. И так работает всё в продажах.

А настоящий профессионал — это не тот, который круто разбирается в свем деле, а тот, кто с легкостью может меня научить. Если автослесарь начинает мне простыми и понятными словами описывать, что с моей машиной не так, и какие варианты решения пооблемы есть — он профессионал. Если же он отбрасывает шаблонные «ща всё будет» и «здесь всё просто», а при просьбе объяснить, два слова связать не может — он дилетант. То же… Далее »»»

Гость
Юрий Фант
28.12.2018 14:50

А что, если понять или выучить предмет не дано?) Я разбираюсь в компьютерах. Всегда пытаюсь объяснить понятным языком, но понимаю и вижу, что человек ничего не понял. Более того, я понимаю, что мог бы рассказать любую сказку, а человек мне поверит. И не потому что человек тупой, а потому что не его это. Я тоже знаю, что есть вещи которые мне не дано понять, не потому что я тупой, а потому что считаю, что невозможно знать и разбираться во всем.

Midnight
Читатель
28.12.2018 22:41

Когда подходишь в кассе магазина, покупка стоит 351 рубль, даешь бумажку 500 рублей, тебе кассирша — «посмотрите рубль, пожалуйста». Сколько раз ты отказывал в подобной просьбе, наверняка осознавая, что мелочь есть в наличии?

Вот так же с всём, что связано с прикладыванием усилий, а учёба, тем более самостоятельная — дело далеко не простое. Гораздо проще уметь казаться профессионалом, чем являться. Денег в обоих случаях примерно одинаково платят.

Никос
Гость
Никос
01.01.2019 13:49

Ну, рано или позно всё равно правда выплывет и все поймут какой человек профан

Дима
Гость
Дима
21.12.2018 22:32

держались гордо, говорили уверенно и всем своим видом демонстрировали превосходство над простым людом и другими горе-специалистами. Красиво сказано.

Эго
Гость
Эго
21.12.2018 10:08

Статья с подвохом?)
Вроде же как «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Моя мама всегда преподносила, что она всегда Супер, а я всегда чмо. Лет с 10 стала понимать что это не так, но мой мозг и по сей день ведется, а я стараюсь не вестись.

Алёша
Гость
Алёша
21.12.2018 05:21

Удивительно, если ты только сейчас это понял. Кстати, в конце статьи сломанная ссылка.

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov
INSTAGRAM @satway.ru

Добро пожаловать в гости

логин
пароль



забыли пароль?
Запись на прием