Чуть больше полугода назад я наконец-то научился печатать вслепую. Не прошло и пятнадцати лет. Переломным моментом стала покупка ноутбука с английской клавиатурой. То есть, русских символов там на кнопках вообще нет — вот и пришлось учиться. Доучиваться, вернее, — поскольку слабые попытки освоить слепую печать уже неоднократно, но безуспешно, предпринимались. Обучение по бразильской системе все-таки работает несравненно лучше.
Не то чтобы я теперь печатаю супер-быстро, скорее даже наоборот — четырьмя пальцами и глядя на клавиатуру я строчил быстрее. Но печатать не глядя гораздо интереснее, поскольку набор даже самого дурацкого текста превращается в настоящую духовную практику.
На востоке — в Японии особенно — принято с большим вниманием относиться к душевному состоянию во время выполнения любой работы. А некоторые сферы деятельности в связи с этим даже вышли за рамки своего изначального прикладного значения и приняли форму своеобразной динамической медитации, главная цель которой — достижение и поддержание специфического состояния сознания.
На западе вопрос душевного состояния тоже поднимается, но чаще как раз в прикладном значении — ради достижения лучшего результата в той или иной практической деятельности. Очевидный пример — спорт, где психологическая подготовка имеет не меньшее значение, чем физическая. Но спорт — это всегда погоня за результатом. То есть, душевное состояние в спорте не имеет самостоятельной ценности, и за рамками спортивных состязаний даже чемпионы возвращаются в свое обычное — лишенное всякого равновесия — состояние души.
Возможно, лучшим примером была бы музыка или любое другое искусство, где требуется виртуозное владение сложным инструментом — здесь тоже душевное состояние имеет огромное значение. Но как и в спорте, отложив свой инструмент, даже великие мастера возвращаются к инфантильному, раздираемому множественными конфликтами, состоянию сознания.
А восточная модель расставляет приоритеты иначе — всякая внешняя практика, в конце концов, подчинена изменению и уравновешиванию повседневного сознания. Музыка там играется не для того, чтобы достичь формального совершенства в звучании, а чтобы найти совершенное равновесие в своей душе. И если этого состояния удается достичь, то и музыкальная форма следует внутреннему совершенству исполнителя.
Чайная церемония, боевые искусства, каллиграфия, икебана, сады камней — в странах восходящего солнца много чудесных практик, имеющих своей целью достижение того волшебного состояния ума, в котором пребывают и из которого черпают свою мудрость все настоящие мудрецы. Так и хочется печально вздохнуть — «Жаль, что у нас всего этого нет!»
[[Продолжение — просветление в быту]]
Но сказать так, значит, покривить душой. Самый лучший дзэн всегда лежит под самым носом. Взять, к примеру, ту самую слепую десятипальцевую печать — это ж прямо-таки воплощение дзэнской практики! Как раз тот случай, когда для достижения результата нужно сознательно сломать мозги и научиться не думать о белой обезьяне.
Этот вопрос рассматривается даже в общей теории педагогики. Они там говорят, что учебный процесс проходит несколько стадий — знание, умение, навык и способность. Может перевру чего-то в деталях, но общий смысл примерно такой.
На первом этапе достигается общее интеллектуальное понимание предмета — это сфера ума и теорий. На втором начинается применение теории на практике и формируется более глубокое понимание предмета. На третьем, после долгой целенаправленной практики, формируется навык использования новых знаний и умений в более автоматизированном режиме. Ум на этом уровне работает по уже наезженной колее, и потому выполнение действия происходит быстрее и более слажено, но все еще не вполне естественно. А на последнем этапе происходит «квантовый скачок», когда знание, умение и навык трансформируются в способность — телесное или интуитивное знание, которое приводит человека в совершенно новое состояние: «Я не знаю, как я это делаю, но, черт возьми, я это делаю!»
Так вот, весь дзэн скрывается как раз в достижении этой окончательной трансформации — в переходе от ритуала, к отсутствию всяких ритуалов. Новое знание теперь становится самой природой человека, и ему больше не нужно думать о том, как дышать, — он просто дышит, и все.
На примере метода слепой печати все это выглядит так. Сначала мы просто запоминаем, где какие буквы расположены, и какими пальцами их нажимать. На этом этапе мы еще не бьем по клавишам, а только смотрим на учебные схемы и слушаем теорию про правильную осанку, постановку рук, ритм и тому подобное.
На втором этапе мы, наконец, пробуем нащупать пальцами нужные кнопки и оттарабанить первые учебные задания. Этот этап самый долгий и самый нудный. Но так или иначе, пальцы постепенно запоминают, что от них требуется, и после долгой практики появляются первые признаки того, что навык сформировался. Чем дальше, тем чаще проскальзывает ощущение, что пальцы опережают мышление — в голове еще только прозвучала нужная буква, и ум привычным образом собрался послать команду нужному пальцу на нужное действие, а палец уже сам протянулся и щелкнул куда надо. Диковинное ощущение.
Так формируется навык. Раз за разом пальцы опережают сознательные команды и ум все больше расслабляется. На этом этапе очень сложно отпустить поводья, потому что размышляющему уму кажется, что успешное выполнение задания полностью зависит от уровня сосредоточения и самоконтроля. Но в ходе дальнейшей практики, когда мы уже набираем осмысленный текст, а не тупо строчим учебные гаммы, ум все чаще забывает про необходимость все контролировать и тогда оказывается, что вне сознательного контроля пальцы выполняют свою работу гораздо лучше.
Со временем, начинаешь забывать о том, что ты учишься слепой печати, и теперь уже все больше внимания уделяешь самому тексту, а не тому, как его правильно отстучать. Но стоит между делом об этом вспомнить и задуматься над работой своих пальцев, как тут же начинают сыпаться ошибки, сбивается ритм и вообще начинается ступор — как это вообще можно было набирать текст, совершенно об этом не думая?
Дальнейшая практика делает набор текста все более и более автоматическим. Навык закрепляется, растет скорость, повышается точность. Теперь мы уже действительно способны набирать текст, не глядя на клавиатуру, и делаем это быстро и эффективно.
Но это еще не дзэн. Дзэн наступает тогда, когда внимание ума к самостоятельным движениям пальцев больше не приводит к ступору, и пальцы с той же скоростью и точностью продолжают свою работу. Мы ведь не начинаем задыхаться, когда обращаем внимание на свое дыхание. Вдохи и выдохи кажутся нам чем-то совершенно естественным — они происходят сами собой по своей естественной природе и необходимости. Вот то же самое состояние и завершает процесс обучения — когда вместо вопроса о том, как можно такое уметь, более уместным начинает казаться вопрос, как можно этого НЕ уметь.
Быть полностью вовлеченным в свое занятие, но при этом не иметь ни малейшего понятия о том, как это у тебя получается, — это и есть частный случай дзэнского состояния ума. В этом состоянии размышляющий ум может заняться задачами более высокого уровня, а не беспокоиться о мелочах и путаться в собственных ногах, как известная сороконожка.
В случае набора текста, задача ума состоит в том, чтобы генерировать этот самый текст, а управление пальцами — это уже самостоятельный процесс вне его контроля и понимания. В случае боевых искусств, задача ума в разработке тактики и стратегии поединка, а не того, чтобы контролировать правильность выполнения приемов. И так далее — ум должен научиться спокойно делегировать полномочия и дальше уже заниматься вопросами более высокого порядка.
В этом смысле можно сказать, что дзэн — это специфическая дисциплина ума, заставляющая его отпустить поводья там, где его руководство только все портит. А если мы расширим взгляд с одной узкой сферы деятельности на всю жизнь сразу, то приблизимся к пониманию того, что такое просветленное сознание. Представьте себе ситуацию, в которой вся жизнь происходит на полном автомате, но, в то же самое время, под полным и неусыпным вашем вниманием, когда ум со своми метаниями не пытается больше разыгрывать из себя того, кем он не является, а решает только сугубо практические задачи. Самое ясное сознание вместе с полной функциональной бессознательностью.
Трудно представить? Приходит в голову вопрос о том, а зачем тогда Я, если все на автомате? Вот это и есть та преграда, которая стоит перед каждым искателем истины — очень уж не хочется терять свое драгоценное Я, которое тут же рассыплется в прах, если отнять у него иллюзию контроля над происходящим. Чем гордиться, если нет никакой личной заслуги? Чем печалиться, если нет никакой вины? В чем смысл жизни, если Я — всего лишь зритель? В чем мое достоинство и моя уникальность, если все вокруг происходит само по себе?
Вот так вот, от простой практической задачи мы приходим к вопросу, которому посвящены все духовные учения. Для того, чтобы найти свою истину, не нужно куда-то ехать и учиться диковинным практикам. Достаточно просто оглянуться на свою жизнь, и в ней непременно найдется все необходимое для дрессировки своего ума и перехода в иное состояние сознания.
Не нужны никакие сложные практики с красивыми названиями и глубоким философским смыслом, не нужны никакие ухищрения — они лишь становятся новой ловушкой для ума. Можно чистить картошку и находить в этом высшее вдохновение, а можно выполнять изощренную медитативную практику и испытывать разочарование в жизни.
p. s.
Для тех, кто не понял, зачем нужно это непонятное альтернативное состояние сознания, можно сказать просто. Хотите быть счастливы? Так вот единственное счастье, которое вообще доступно человеку, оно как раз там — за кирпичными стенами эгоистичного ума. Все прочие дефиниции счастья — лишь суррогат.
Суть осознанности в том, чтобы превращать неосознанное в осознанное. Автор молодец!
“Приходит в голову вопрос о том, а зачем тогда Я, если все на автомате? Вот это и есть та преграда, которая стоит перед каждым искателем истины — очень уж не хочется терять свое драгоценное Я, которое тут же рассыплется в прах, если отнять у него иллюзию контроля над происходящим.”
как это причем тут я? Именно я долго работала над тем, чтобы было все в автомате! есть хороший пример, мне в жизни повезло с учителем английского, ее методика заключалась именно в этом самом автомате! И я сама удивлялась, когда совершенно не задумываясь начала говорить! Это прекрасно, когда задействована более глубокая часть твоего сознания.
У меня такое понимание этого всего, подобное описанному, почему-то всегда присутствовало. Не на уровне умственных знаний, а это какое-то знание на уровне ощущения. Вот читаю я эту статью, или читаю Библию, или ещё что-то, и улавливаю именно это вИдение происходящего процесса жизнь во всем. И в жизни такое местами постоянно ясно проскальзывающее ощущение «ведОмости», «исполнителя», «инструмента», а не «главного действующего лица». Не могу это никак объяснить и не понимаю, откуда и когда взялось такое вИдение. Но оно точно не усвоено мной откуда-то, а словно проявляется из внутреннего ощущения и фиксируется уже мысленно. Как-то так, но трудно описать.
Все это верно. Смиренный человек не «думает» себя смиренным. А научить этому может, наверное только жизнь.. и именно та её часть, что не вписывается в наши планы..
Та же йога, тот же смысл в занятиях, умение расслабится при выполнении асаны, какая бы она непривычная для тела бы ни была + концентрация на том, что делаешь, с отвлечением от всего внешнего и дальнейшее отключение от того, что делаешь. В продолжении с переносом практики в повседневную жизнь. Очень хорошая статья, немного упрощённо, но смысл дзэна передан верно, в чём то понятнее первоисточников. :-)
Статья супер, как и все остальное!Только вывод к сожалению банален. Опять логика и разум торжественно объявили себя победителями – мы нашли конец и начало (смысл жизни найден).
Метод Шахиджаняна и Вы печатаете вслепую с хорошей скоростью через месяц )
Хотя, если речь идет о духовной практике, то пример очень уместный.
Долго бил и швырял клавиатуру, но “Соло” прошёл. А счастья, как фелицитарный синдром не достиг. )
Счастье, счастье. Все его ищут , одни находят другие разочаровываются в своих потугах.
Спасибо за заметку! Очень интересно было ее читать набирать :)
Мест, где можно использовать этот способ – сотни, мы очень многое делаем бессознательно, поэтому, отлично! Нужно взять на вооружение.
Олег, есть еще практика отключить левое полушарие дабы сделать доминирующим правое (звучит коряво, но суть не меняеет)
я таким образом учусь рисовать…карандаш скользит сам даже если и смотрю на бумагу. до дюрера мне еще далеко, но только потому что я не дюрер.
а вы говорите “дзен”…)))
Мне все это кажется вполне реальным. Буду примерять и на себя!
Давайте не будем забывать, что каждый человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию по-своему. И потом – захочешь увидеть что-то полезное для себя – увидишь. Не зря же говорят: один видит лужу, а другой в ней звезды.
Автор поделился своим опытом, спасибо ему.
Спасибо за статью.
Можно привести пример и с вождением автомобиля. Сначала ты сознательно управляешь ногами и руками при переключении передач, а с практикой все происходит на автомате.
Понравилась ваша статья. :) Такие же мысли порой возникают, только я это называю “доверием самому себе”. Печать в слепую – это один из наглядных примеров, где очень хорошо это видно. Кстати, ваши сравнения с дыханием очень уместны. Неудивительно, что в той же йоге дыхательные упражнения так широко используются. Научиться наблюдать за дыханием не так просто. Когда мы не задумываемся об этом, в спокойном состоянии наше дыхание ровное, спокойное. Как только начинаешь наблюдать за дыханием, то наступает сбой, мы начинаем его задерживать или наоборот дышать чаще, меняется ритм, мы невольно пытаемся контролировать свое дыхание, вот главная фишка – научиться отключать этот контроль. Хотя даже не отключать – это предполагает какое-то волевое усилие, а отпускать его, доверив нашему телу и сознанию делать то, что оно само умеет, а просто наблюдать, созерцать это состояние без вмешательства. То же самое в танце. Сперва изучаешь па, отрабатываешь технику, а потом неожиданно ловишь себя на том, что ноги выделывают все точно, но только всплывает в голове – как же это так, как я это делаю? – включаются контролирующие центры и оп,ноги словно останавливаются, начинаются ошибки, словно случается паралич. Так же в спорте, меня одно время пугало то, что в моменты упражнений мое сознание абсолютно пустое, я ни о чем не думаю, потом я поняла, что это спасение, ибо как только начинаешь думать, все идет наперекосяк. Когда техника уже отработана, то нужно просто позволить телу делать то, что оно научилось делать, довериться ему. Вот научиться наблюдать без вмешательства сложно, у меня не всегда получается, если и получается, то длится какие-то секунды. :)))
Ровно тоже самое ощущаю при работе с психологом – научиться слышать свои ощущения, эмоциональные позывы, а потом довериться им, не пытаться их контролировать, а позволить им быть, в итоге вытанцовывая общее состояние равновесия без попыток закинуть себя в какую-то другую сторону. Как-то так.
Я “Соло” поставила дома ради забавы – ещё одна игра, острой необходимости в быстропечатании не было. Потом ещё и на работе поставила. Так не напрягаясь прошла её два раза. Мне программа понравилась.
Михаил Манцеров
Мне кажется, болтовня по ночам в аське куда как эффективнее и приятнее :)
Анна Ключенкова
Когда-то сам эту программу прошел, отличная! Может и задолбучая, но очень эффективная.
Tasha_wolf
Это не бразильская система :) Это задолбучая система. Нормальный человек долго не вынесет ;)
Я сподвиглась приобрести “Соло” и вот уже 2 дня вечерами стучу по клаве. 20 из 100 осилила, но чувствуется что эти 80 будут самыми трудными. Опять же – саморазвитие! Заметила что набираю вслепую и гляда в телевизор, здорово так. Захватывает. Действителньо когда отключаешь мозг – ошибок нет, когда начинаешь вспоминать где какая буква – появляются опечатки.