Как всегда, трудно начинать писать после продолжительного перерыва. Мысли путаются, язык заплетается, слова складываются в предложения громоздко и неуклюже. Да и внутренний зов к тому, чтобы о чем-нибудь порассуждать, еще не вполне проснулся. Ну да ладно… поговорим для разогрева о чем-нибудь простом.
Вот, например, хорошая тема по следам одной недавней консультации — страх перед жизнью, пугающее чувство непонимания себя и жизни вокруг, тревога по поводу непредсказуемости и неопределенности нашего существования.
В сущности, это самый сильный и глубокий страх, какой у нас только есть. Чувство собственной важности и страх собственной ничтожности — это детский лепет по сравнению со страхом неопределенности. Крушение устойчивой картины собственной личности, отказ от своего эгоизма, от своей драгоценной значимости именно тем и страшен, что сталкивает человека с куда более страшным демоном — неопределенностью, непредсказуемостью и непостижимостью бытия.
Чем так грозит удар по самооценке? Что случится, если у человека отнять все “костыли”, на которых держится его самомнение? Фантазия здесь рисует традиционный сюжет с никчемной жизнью на помойке: если я ничего не стою, значит, меня не будут уважать и любить, и значит… правильно — я неизбежно окажусь на помойке и там помру. Утрата собственной значимости кажется равносильной социальному самоубийству. И это действительно очень пугающая перспектива, особенно если вся жизнь до этого была посвящена карабканью на социальную вершину.
Но это довольно поверхностный взгляд на ситуацию. Можно взглянуть и поглубже. Если не принимать за чистую монету этот напрашивающийся в фантазиях сценарий с погружением на социальное дно, а внимательно прислушаться к своим ощущениям от этой перспективы, то оказывается, что пугает здесь не помойка, не утрата прежнего комфорта, не одиночество и даже не мучительная голодная смерть. За всем за этим обнаруживается страх более тонкий и гораздо более мрачный.
По аналогии с тем, что в любой человеческой жизнедеятельности можно обнаружить эгоцентричные мотивы и стремление к укреплению собственной значимости, в ней же можно разглядеть и мотив к обеспечению общей психологической безопасности. В сущности это одно и то же явление, рассмотренное с разных точек зрения, и это дает возможность обратить внимание на одну интересную штуку.
Посмотрите на свою жизнь под этим углом, и вы обнаружите, что все время и всеми доступными способами стараетесь обеспечить себе максимальную стабильность и безопасность. Это касается и физического выживания, и психологического. В первом случае мы беспокоимся о средствах к существованию, во втором — стараемся получше обстроиться в социальной пищевой цепи.
И вот здесь самое любопытное то, что нам кажется, будто мы можем находиться в ситуации большей или меньшей безопасности, большей или меньшей стабильности. И, конечно же, мы убеждены, что мера безопасности и стабильности нашего бытия напрямую зависит от наших непосредственных усилий. Мы уверены, что если хорошо постараемся, то можем заметно продвинуться в том, чтобы сформировать для себя устойчивую ситуацию с минимумом внешних и внутренних угроз. И именно на это направлены наши основные усилия.
Но вспомните ситуацию из своей жизни, где вы чувствовали себя в полной или хотя бы большей, чем обычно, безопасности, и рассмотрите ее под лупой! Действительно ли это была настоящая безопасность? Не обманываете ли вы себя тем, что в той ситуации вы нашли возможность избежать некоторых видимых угроз, совершенно при этом игнорируя куда более длинный список угроз невидимых — таких, о которых вы даже не догадываетесь или просто не хотите о них думать? Не является ли знакомое чувство безопасности простым самообманом?
Здесь наш изворотливый ум восстает и утверждает, что избегая тех опасностей, которые нам известны, мы снижаем уровень угрозы, и поэтому усилия наши не тщетны, а вполне себе оправданы. Если из десяти опасностей мы смогли избежать хотя бы одной, это уже отлично.
Но посмотрите насколько ущербна эта логика! Какое количество опасностей нас окружает прямо сейчас? Мы, вроде бы, находимся на знакомой территории (в городе, в собственном доме или офисе), более-менее здоровы, вовремя и хорошо питаемся, жажда не мучает, и никто не хочет нас убить. Быть может, нас даже любят и уважают окружающие люди, давая нам еще большее чувство уверенности в завтрашнем дне. Все отлично, но… это все лишь самый поверхностный слой бытия, глядя на который мы ошибочно даем заключение о безопасности своего существования в целом.
А что, если инфаркт? А метеорит в окно? А кирпич на голову? Внезапное увольнение? Террорист в метро? Пьяный водитель на дороге? Обо всех этих факторах мы попросту отказываемся думать. Мы их не контролируем, и значит, ничего не можем по этому поводу сделать, и стало быть, беспокоиться нет смысла. Так?
Вроде бы верно — нет резона тревожиться о том, что вне нашего контроля. Но давайте попробуем оценить, чего тогда стоят наши усилия по обеспечению безопасности в той сфере, где какой-то контроль мы, вроде бы, ощущаем. Сколько факторов своей жизни мы контролируем? Давайте допустим, что их сто. А сколько факторов мы не контролируем? Надо ли здесь кого-то уговаривать в том, что их несколько больше? Миллион? Миллиард? И не получается ли так, что те крохи контроля, которые у нас есть, не идут ни в какое сравнение с тем, что находится за пределами нашего контроля, и даже простого понимания?
Если мы знаем, что с крыши может упасть кирпич, и ходим по улице в строительной каске и с привязанной сверху подушкой, то оказываемся ли мы таким образом в большей безопасности, чем все те, кто этого не делает? С точки зрения падающего кирпича — да, он нам грозит меньше. Но с другой стороны, подушка закрывает нам обзор, цепляется за всякие торчащие предметы, а в жаркую погоду приводит к тепловому удару. И можем ли мы тогда оценить, стала ли наша жизнь безопасней?
Если мы решаем придерживаться очень правильной диеты, чтобы избежать инфаркта, и таким образом обеспечиваем себе безопасность в чем-то одном, не создаем ли таким образом себе опасность в чем-то другом? Если мы бегаем по утрам, чтобы поддерживать организм в тонусе, не подвергаем ли мы себя одновременно большему риску быть сбитыми машиной? Если мы строим дом с толстыми стенами и решетками на окнах, не привлекаем ли мы большего внимания тех, от кого пытаемся спрятаться?
Посмотрите внимательно на то, что вы делаете, чтобы обеспечить себе безопасность. Включите внутреннего критика. Можете ли вы привести пример хоть одного вашего действия, направленного на повышение безопасности, которое не подвергало бы вас еще большему числу новых опасностей? Хоть один пример? Что такого вы можете сделать, чтобы гарантированно улучшить свое положение? Хоть что-нибудь?
И обратите здесь внимание, как неохотно ум воспринимает эту идею, и как не хочется соглашаться, что все усилия заведомо тщетны, а жизнь полна опасностей, избежать которых абсолютно невозможно. И уменьшить число опасностей тоже невозможно. Здесь даже разговаривать не о чем! И тем не менее, мы совершенно не хотим этого замечать и очень легко довольствуемся иллюзией безопасности, которую выстраивает для нас наш ум.
Никакой безопасности никогда не было, а все, что ею казалось, была наспех состряпанная иллюзия, которая сохраняла свое успокаивающее действие только потому, что в данном случае мы рады обмануться: мы никак не хотим признавать истинного положения вещей, где в любой момент мы можем лишиться всего самого ценного, и где мы ничего не можем этому противопоставить. Фактически, наша жизнь нам не принадлежит, и это совершенно очевидно, но именно этой очевидности мы всю жизнь и избегаем, и именно отсюда наш страх перед жизнью и любой неизвестностью.
Но есть тут и обратная сторона. Если наше чувство безопасности нас обманывает, значит, нас обманывает и наше чувство опасности! И если придерживаться здесь строгой логики, то получается, что наша жизнь всегда абсолютно нейтральна. Нет такой ситуации, где мы бы находились в большей безопасности, чем обычно, и нет такой ситуации, где мы бы находились в большей, чем обычно, опасности. Так ведь?
И не в этом ли спасение из ловушки? Если ничего нельзя сделать, чтобы улучшить свое положение, то ничего нельзя сделать и для того, чтобы его ухудшить. Что тогда остается? Как жить дальше, если любые усилия не имеют значения?
Переступите через страх потери контроля над жизнью и загляните в тот темный угол, которого всю жизнь избегали. Какой выглядит жизнь, когда вопрос безопасности снят с повестки дня?
P. S.
Начало занятий на курсе «Поиски себя» в эту субботу — 18 марта в 10:00 по Москве. Если не получили рассылку, напишите мне в почту или сразу заходите на форум. И, кстати, у нас еще остались свободные места!
Всем комментаторам:
Не путайте теоретические предположения с практикой. Если на войне чаще погибают, это еще не значит, что на ней погибнете и В. Ы. Теоретически все верно — вероятность смерти выше. Но какое отношение эта теория имеет лично к ВАМ? Можете ли вы быть абсолютно уверены в том, что погибнете? Не можете… но соглашаетесь верить в статистику, потому что надеетесь таким образом оказаться в большей безопасности…
И вот вы избегаете войны, переходите дорогу на зеленый свет, проверяете машину перед поездкой и делаете все прочее, что, как вам кажется, обеспечивает вам большую безопасность. Но гарантирует ли вам это действительно БОЛЬШУЮ безопасность? Или вы только успокаиваете себя таким образом? Сколько факторов вы не учли и даже отказываетесь задумываться о них? Обратите на это внимание.
Можете вы гарантированно убиться, если сильно захотите?
Можете вы гарантированно выжить, если сильно захотите?
И не надо здесь опять подсовывать статистику — в падающем с неба самолете она вас не спасет. Самый безопасный вид транспорта, ага… поспорите об этом на том свете.
Статистика и теория не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВАШЕЙ ОТДЕЛЬНОЙ КОНКРЕТНОЙ ЖИЗНИ! Она имеет смысл только для государственных институтов, исследующих глобальные процессы. К отдельному человеку статистика неприменима.