Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.
Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.
К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.
И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.
Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.
[[Продолжение — маски, роли и правда о самом себе]]
Архетипы
Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.
Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.
Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.
То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.
Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.
Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.
Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.
Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.
Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.
В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.
Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!
Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.
Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.
На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.
Тень и Персона
Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.
Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.
Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.
Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.
Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.
Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.
Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.
Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.
Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.
То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.
Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.
Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.
То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.
Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.
Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.
Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.
Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.
Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.
Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.
Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.
toо inna
ну смотря с какой стороны посмотреть…он не ищет тежелых путей,его оскорбляют он говорит – да я такой,он никогда не будет навязывать свою точку зрения..он странноватый,он молчит и со всем соглашается если видит что человек яро настроен отстаивать даже ложную точку зрения…хотя он убеждает очень хорошо..он постоянно улыбается загадочно и никогда непытается менять людей,его любимая фраза – сколько людей столько мнений..его способ жизни – приспособленческий я бы сказал..а это вроде как плохо..его можно расценить как слабую личность..потому что он редко спорит и редко доказывает свою точку зрения..
2alex
Вам повезло, вы знакомы с человеком, имеющим свой собственный взгляд на себя и на окружающих. Учитесь у него, серьёзно! Не думаю, что у него то “раздвоение”, о котором вы говорите, наверное, он действительно добрый и порядочный человек, только он не пытается ВЫГЛЯДЕТЬ добрым всегда, при любых обстоятельствах и так , чтобы это все заметили и оценили. Кто ,скажите, по доброй воле признает свой эгоизм? Да никто – как же, это выглядит так цинично, и это так некрасиво! Хотя если подумать, то за множеством так называемых “добрых” дел стоит махровый эгоизм, тех, кого принято считать добрыми, тех, кто сам громко кричит о своей доброте. Случается, что такие люди искренне недоумевают, почему тем, кому они дали добро( даже так – Добро!), так от этого хреново……
я скажу вот как. На своем опыте неоднократно проводила эксперименты)
В человеке присутствует все. Несмотря на то как нас научили с детства – быть доброй, всем хорошей и т.д. не грубить…вообщем, все, что присуще воспитанному интеллигентному человеку.
на самом деле – есть оказывается в нас все качества – и наглость и грубость и злость(от неохоты делать то, о чем просят) и это вовсе не означает что человек плох. Главное уметь направлять все эти качества в нужном направлении, применять их тогда – когда не применив на душе камень, от того что не можешь сказать.А попробуйте – и увидите что будете чувствовать себы свободными!
но в статье написано что персону формирует общество,родители и тд – чтобы мы стали очередным винтиком в социуме,разве родители поощряют агрессивность и ценизм?а общество??по логике общество должно воспитать в нас доброту и податливость чтобы нами легче было управлять..а агрессию загнать в тень..а тут все наооборот!вопрос – как человек пришел к тому что его персона состоит из агресси и всего негативного если изначально в нем воспитывали другие качества?
А почему нет? В современных условиях это очень даже хорошая адаптационная установка. Потому как добрый у нас – значит, слабый. А успешность – как раз агрессия, цинизм и сарказм. Поэтому если не хочешь чтобы тебя схвали – прячь свою доброту, и показывай только ну очень близким.
у меня возник интересный вопрос,тень – это то что обществу ненужно,персона – это то что обществу нужно и то что мы стремимся показать…то как нас воспитали.
знаю одного человека который когда его в чем то упрекают или говорят что он плохой,он соглашается с этим,и подтверждает это корыстной целью…например
А- почему ты бабушку не перевел через дорогу?
Б-я спешил,если бы я ее перевел я бы опоздал на работу и лешился бы премии…
А-ты эгоист
Б-ты тоже эгоист,так как перевел бы ее через дорогу для того чтобы почувствовать СЕБЯ лучше или ради того чтобы услышать -спасибо милок- или чтобы твой начальник увидел что ты такой хороший,но конечным пунктом всех желаний является выгода для себя,мы все эгоисты только в разной степени и я этого нескрываю в отличии от тебя.
тем неменее этот человек никогда не бросал в тяжелых ситцуациях и всегда помогал чем мог,ни разу не подставил и не предал…но он это прячет,все хорошее в себе он скрывает…из этого следует что тень – это его доброта,а персона(то что воспитало общество) – это его сарказм,цинизм,грубость и эгоистичность,а разве общество может воспитать эти качества?
получаем 2 выхода – либо общество поганое,либо у человека поменялись роли тени и персоны,тоесть всю агрессию он показывает а покладистость и доброту в целях выживания прячет..такое возможно?
Да, тень это то, что в тебе есть, но неприемлимо ни для себя, ни для общества. Мне кажется, что люди, как правило, знакомы с содержанием этой своей Тени. Во всяком случае, – судя по себе. Это, так сказать, то, что дано, но даром не надо. Но, может быть, вся суть развития и заключается в том, чтобы осознать, что тебе дано, и двигаться к тому, чем ты хочешь быть? Ведь если позволить тени вылезти наружу, никак ее не подавляя, – то, по сути, это и есть деградация. И ведь потому она и стала тенью, что это есть, но это не приемлимо в жизни. Мне кажется, не стоит советовать людям выпускать свою тень. Может, если только тет-а-тет с собой. Ведь иначе жизнь ответит такими ударами, которые только подтвердят, что не надо было выпускать все это из себя. В чем я не права?
Аква,
Думаю, в тот самый момент “когда делаешь что-то такое, что сам от себя не ожидал” ты и знакомишься со своей Тенью. А когда еще и признаешь Ее право на существование, тогда таких неожиданностей будет случаться еще больше.
Есть очень интересная книга Х.Мураками, называется “Страна чудес без тормозов и Конец Света”. В этом романе дано просто поразительное понимание взаимодействий Персоны и Тени. Ну и просто великолепная книга!
Вот интересно, бывают ситуации, когда делаешь что-то такое, что сам от себя не ожидал, неужели, чтобы таких неожиданностей не было, пора знакомиться со своей Тенью?…
У меня такое чувство, что даже я сама начала ХОТЕТЬ того, что мне внушили, и добиваться этого “социальными” способами, то есть с помощью персоны. И иногда страдаю от нелепостей, которые натворила моя персона и от последствий всего этого… Но как от всего такого избавиться??
Если я правильно уловил суть, то хорошая иллюстрация этой двойственности и процесса показаны в “Бойцовском клубе”, Ч. Паланика. Там этот баланс выравнивали через клубы проявления агрессии.
Что такое совершенство, чтобы заниматься самосовершенствованием? И кто сказал, что то, что в тени, то плохо? Плохо не для нас, плохо для того общества и тех правил среди которых мы живем. Чтобы выжить надо быть персоной, т.е повернуться к нему той стороной своей личности с которой это взаимодействие будет наиболее оптимальным. С чем примириться, чего бояться? Чужая душа – потемки, со своей все более или менее понятно. Себя-то любимых, мы знаем. Вот уважаем ли, другое дело. Смелость – нужна. Не каждый решится чего-то лишиться в жизни. Смущает другое. Если все внутренне хотят быть самими собой, то что мешает? Только ли отсутствие смелости? И если общество таково, что нам приходится скрывать себя, то есть ли кто-то в нем, кто вполне искренен и является 100% Персоной?
или где взять силы для освоения своей теневой части, если и сила в тени оказалась? короче замкнутый круг… я в печали((
По поводу практических действий в познании теневой стороны своей личности: перепросмотр КК, наверное, в какой-то мере, является одним из них? и наверное поэтому КК писал, что без выполнени этой практики до конца никакое обучение новых маги не начинали… НО это так долго. Может быт ьесть еще что-то, не требующее так много времени? более приспособленно к реалияи нашей повседневности средство?
С удовольствием читаю Ваши статьи, Олег. Спасибо. Встреча с тенью порой бывается очень страшной, но потом наступает облегчение. А с плохими мальчиками все не так просто, не обязательно они цепляют гордыню, иногда хорошим девочкам их собственная “хорошесть” как нуга – приторно. Плохие мальчики как горький перец – для ощущения остроты жизни.
Спасибо за статью:) На мой всзгляд, вопрос правды с самим собой актуален для многих так называемых “самосовершенствующихся”. Это ключевое качество. Так вот, хотелось бы узнать, что позволяет человеку, кроме правдивого наблюдения за своими истинными мотивациями, встретиться со своей тенью. Ведь Вы говорите, что во многом, все это сидит достаточно глубоко в бессознательном, недоступном для наблюдения.
Спасибо.
Очень интересная статья ! Я читал книгу – Люди которые играют в игры. В ней понятия Тени и Персоны определяються как Задняя и Передняя комнаты. Автор Ерик Берн, советую.
Спасибо! Статья хорошая! Только не пойму зачем с Тенью знакомиться, хочется самосовершенствоваться и не думать о своих плохих качествах или для целостности личности это необходимо?? Надеюсь, я донесла правильно, что хотела сказать:-)
Спасибо Большое)))Статья отличная!!! Заставляет подумать, примерить на себе…может быть глупо, но лично я принимаю эту статью как абсолютно верную)))
2 paula: да мне пофиг, честно говоря. :) Можно много химер всяких придумать: тени, демоны, баба Яга с Кащеем Бессмертным… Кто там у нас ещё под кроватью? А потом оправдывать свои неудачи по жизни – “да вот я такой… и всё из-за моей тени… судьба” Конечно глупо имитировать, конечно “смешно не быть, смешно казаться”. Только ведь на самом деле мы реально во многих случаях способны себя изменить – “душа обязана трудиться”…
Интересно бы узнать, как это мирятся со своей тенью? Её нужно пригласить в ресторан, сесть, посмотреть ей в глаза и попросить прощения? Да и как её перед этим увидеть, свою тень? Раздвоиться и разговаривать самому с собой? И как понять, что говоришь именно с Тенью? Так ведь Олег Сатов первый вызовет санитаров…
Крамольные мысли… Я не знаю. Просто думаю иначе. :)