Чем глубже погружаюсь в тему, тем менее значительным достижением кажется то «просветление», о котором вещают современные «учителя адвайты» и всякие «мастера недвойственных практик». Даже к дзэнскому просветлению, которое далеко не так сильно опошлено, возникает очень много вопросов, ведь и оно иногда тоже очень похоже на просветление нео-адвайтистское.
Мифологический сюжет (см. видео по Нойманну) показывает путь развития сознания от зарождения, до возвращения к истоку. На этом пути есть конкретная точка, в которой происходит воссоединение противоположностей – сознания и бессознательного, объекта и субъекта, Бога и человека. Это в сущности и есть просветление, адвайта – преодоление иллюзии двойственности. Но, вот в чем закавыка: чтобы достичь этого состояния, недостаточно «сдвинуть крышу» с помощью «недвойственных практик», коанов или иных экспресс-технологий.
Естественное и полное достижение целостности происходит по другим законам и не допускает возможности «сдать экзамен экстерном». Это тот случай, когда посещаемость важнее успеваемости – нельзя оказаться в точке воссоединения противоположных полюсов, не пройдя свой жизненный путь где-то примерно на три четверти.
Иногда можно немного ускориться, а в исключительном случае накрыть может и по молодости, но нормальный сценарий совсем другой: чтобы Солнце индивидуального сознания зашло на Западе, оно сначала должно встать на Востоке, достичь зенита, угаснуть по пути к закату, и только тогда возникает пространство возможностей для глубокой духовной трансформации. Этот же мотив звучит в алхимии (а за ней и в юнгианской психологии) и в больших религиях (если продраться через всю путаницу и отделить мух от котлет).
Сколько зерно ни поливай, оно принесет урожай не раньше положенного ему срока. Всему свое время – познать Бога по-настоящему можно только, когда сознание к этому готово. А готово оно становится не раньше чем достигнет полной зрелости, а затем пройдет такую же по сложности дистанцию в направлении самоотпускания и самоотречения. И эти этапы невозможно заменить никакими практиками и технологиями. Не достиг зрелости – не начнется и этап самоотречения. Не случится естественного гармоничного самоотречения – не будет и никакого просветления.
Отсюда пока еще сырое, но все-таки напрашивающееся предположение. Опыт «просветления» провоцируемый искусственными средствами – это, без сомнения, очень интересная штука. И это именно то, на чем так лихо раскрутилась современная адвайта. Но как бы ни хотелось поверить в обратное, это ещё не то самое «сокровище», которое человека в потенциале ждет в момент захода его Солнца (угасание Эго, Я-Деятеля).
До захода Солнца надо еще дожить, а все попытки заглянуть в ту картину мира, когда противоположности соединяются в целое, – это просто духовный туризм. И от просветления полноценного «искусственное» отличается, как туризм от эмиграции. И мой «просветленческий опыт», судя по всему, той же самой природы – взгляд через щелку в заборе… тогда как этот забор можно и нужно обрушить полностью.
Пока только гипотеза…
Ничего не создавая взамен угасаемого, а именно, не создавая единое «Я» управляющего (в терминах учения 4-го пути), самые активные последователи учения шизотериков вместо гармонизации работы низших центров и вместо освобождения от беспросветной механичности человеческого биоробота обретают патологический характер своего функционирования – деперсонализацию и дереализацию, приводящие к депрессии, биполярному расстройству, паническому расстройству, шизофрении, шизотипическому расстройству и т.д. и т.п.
Да, зерно принесет урожай в положенный срок, но опять же, зерна бывают разные. Например, есть зерна с очень твердой оболочкой, вода трудно проходит, они долго лежат в земле, и могут вообще не прорасти (сухари такие). Эту оболочку можно сравнить с очень ригидной эго-системой. Знаете, есть такие люди, они убеждены (глубоко внутри, лежит там это убеждение, скромно прикрыто видом искреннего поиска), что знают все лучше всех, и все тут. Как сказал один человек – всех сложнее с интеллектуалами. У них солнце индивидуального сознания шпарит ого как, высушивая почву для глубокой духовной трансформации, и даже после захода, вся округа так и сияет фотонами.
Но всему действительно свое время, и если сознание готово – все происходит (три четверти это, или две, но зачастую не раньше; да, бывают исключения). Это если… Если человек не желает этого просветления, как личностного достижения. Подъем на вершину: кто-то поднимается ради “я смог”, а кто-то ради той Красоты, которая открывается с вершины, и… просто слезы наворачиваются (и сопли норовят потечь;) ).
А забор лучше перестраивать, заменять на что-то более легкое, просматриваемое, а там и вовсе можно разобрать (вот это желание обрушить, снести, выколотить – встречаем третий закон Ньютона). Свобода “от” – от ошибочных убеждений, от бездумных конвенций. Свобода “для” – для радости, для созидания, для Любви.
Вообще мастера говорят, что после просветления жизнь только начинается. И это логично – свободным от неврозов можно принести гораздо больше пользы.
На это же указывает метафора пробуждения. Наверное, не зря его не назвали Засыпанием
Что-то в этом есть. Ум действительно самоотрекается по мере душевного роста.