Чем глубже погружаюсь в тему, тем менее значительным достижением кажется то «просветление», о котором вещают современные «учителя адвайты» и всякие «мастера недвойственных практик». Даже к дзэнскому просветлению, которое далеко не так сильно опошлено, возникает очень много вопросов, ведь и оно иногда тоже очень похоже на просветление нео-адвайтистское.
Мифологический сюжет (см. видео по Нойманну) показывает путь развития сознания от зарождения, до возвращения к истоку. На этом пути есть конкретная точка, в которой происходит воссоединение противоположностей – сознания и бессознательного, объекта и субъекта, Бога и человека. Это в сущности и есть просветление, адвайта – преодоление иллюзии двойственности. Но, вот в чем закавыка: чтобы достичь этого состояния, недостаточно «сдвинуть крышу» с помощью «недвойственных практик», коанов или иных экспресс-технологий.
Естественное и полное достижение целостности происходит по другим законам и не допускает возможности «сдать экзамен экстерном». Это тот случай, когда посещаемость важнее успеваемости – нельзя оказаться в точке воссоединения противоположных полюсов, не пройдя свой жизненный путь где-то примерно на три четверти.
Иногда можно немного ускориться, а в исключительном случае накрыть может и по молодости, но нормальный сценарий совсем другой: чтобы Солнце индивидуального сознания зашло на Западе, оно сначала должно встать на Востоке, достичь зенита, угаснуть по пути к закату, и только тогда возникает пространство возможностей для глубокой духовной трансформации. Этот же мотив звучит в алхимии (а за ней и в юнгианской психологии) и в больших религиях (если продраться через всю путаницу и отделить мух от котлет).
Сколько зерно ни поливай, оно принесет урожай не раньше положенного ему срока. Всему свое время – познать Бога по-настоящему можно только, когда сознание к этому готово. А готово оно становится не раньше чем достигнет полной зрелости, а затем пройдет такую же по сложности дистанцию в направлении самоотпускания и самоотречения. И эти этапы невозможно заменить никакими практиками и технологиями. Не достиг зрелости – не начнется и этап самоотречения. Не случится естественного гармоничного самоотречения – не будет и никакого просветления.
Отсюда пока еще сырое, но все-таки напрашивающееся предположение. Опыт «просветления» провоцируемый искусственными средствами – это, без сомнения, очень интересная штука. И это именно то, на чем так лихо раскрутилась современная адвайта. Но как бы ни хотелось поверить в обратное, это ещё не то самое «сокровище», которое человека в потенциале ждет в момент захода его Солнца (угасание Эго, Я-Деятеля).
До захода Солнца надо еще дожить, а все попытки заглянуть в ту картину мира, когда противоположности соединяются в целое, – это просто духовный туризм. И от просветления полноценного «искусственное» отличается, как туризм от эмиграции. И мой «просветленческий опыт», судя по всему, той же самой природы – взгляд через щелку в заборе… тогда как этот забор можно и нужно обрушить полностью.
Пока только гипотеза…