Только что посмотрел совершенно замечательный документальный фильм об ЛСД — The Beyond Within. Замечательный тем, что в нем собраны и показаны записи тех давних времен, когда происходил «кислотный» бум. В фильме представлены интервью Олдоса Хаксли, Тимоти Лири, Альберта Хофманна, Кена Кизи и других людей, которые творили непростую историю ЛСД.
Сегодня, через 60 лет, это уже не так заметно, но ЛСД очень здорово встряхнул мировую культуру и оставил в ней глубокий след.
Например, для меня было большим сюрпризом, что Кен Кизи в студенческие времена участвовал в крупном эксперименте, который финансировался ЦРУ. В нем студентам платили по 40 долларов в день за прием ЛСД. В интервью Кизи рассказывает о своих переживаниях и шутит, что у Бога определенно есть чувство юмора — он заставил ЦРУ подсадить всю Америку на ЛСД.
А на момент съемок — 1987 год — Кизи живет на своей ферме и ездит на собственном маленьком тракторе, напоминая, одновременно, Форреста Гампа с его газонокосилкой и Джека Николсона, который сыграл главную роль в фильме «Пролетая над гнездом кукушки».
Другой интересный сюжет — это запись сессии проведенной BBC для открытого показа по телевидению. В ней испытуемый находится под воздействием ЛСД, а ведущий расспрашивает его о впечатлениях и переживаниях. И все это при галстуках и на полном серьезе. Послушать, что говорит человек, находясь «там», очень интересно.
Фильм был запрещен к показу, поскольку «авторитетная» комиссия сочла переживания, спродуцированные кислотой, бессмысленными и не достойными внимания.
Ключевой вопрос, который тогда висел в воздухе, был в том, действительно ли ЛСД позволяет пережить тот же самый опыт, который описывали известные мистики и религиозные святые. Дело в том, что люди, принимавшие ЛСД, описывали свои переживания в очень схожей манере.
Психиатры видели в этом лишь симптомы временного распада личности. Теологи обесценивали психоделические переживания, чтобы сохранить монополию на мистический опыт за религиозным культом. И только сами «психонавты» принимали все с ними происходящее за чистую монету.
Однако другое исследование, проведенное гарвардским теологом и доктором медицины Уолтером Панке, показало ситуацию с обратной стороны. В его эксперименте ЛСД принимали не «люди с улицы», а ученики семинарии — будущие священнослужители.
Каждый участник написал подробный отчет о своих переживаниях под воздействием ЛСД. Эти записи были отправлены другим теологам для оценки, и по итогам анализа было сделано заключение, что участники эксперимента имели опыт, неотличимый от традиционных религиозных откровений.
Но, в любом случае, говорить о том, что психоделические путешествия тождественны мистическим переживаниям, нельзя. ЛСД и прочие психоделики что-то меняют в функционировании психики, ввергают ее в некое непривычное состояние, из которого весь окружающий мир воспринимается иначе. Привычные рамки, смыслы и ценности расплываются, теряют жесткость и однозначность, а вот что приходит им на смену, зависит от путешественника.
В каждой религии или духовной школе своя терминология, своя модель мира, своя система координат. Поэтому адепты разных традиций, описывая свой мистический опыт, рассказывают как будто о разных вещах. Христианин видит Христа. Буддист встречается с Буддой. Кришнаит разговаривает с Кришной. Но внутренняя суть везде одна и та же — выход за пределы изолированного «Я» и встреча с миром непостижимого.
Преимущество традиционного духовного искателя в том, что он готов ко встрече с измененным состоянием сознания. Пусть его система взглядов и не универсальна, а находится в рамках его традиции, но все-таки она содержит в себе возможность переживания чего-то за пределами привычных рамок сознания.
С другой стороны, неподготовленный человек, принимающий ЛСД, — что он увидит? Готов ли он к этому? Найдет ли он те слова, которые хоть как-то опишут происходящее? Грань между безумием и мистическим опытом очень тонка, и она в том, сохраняется ли целостность личности и трезвость восприятия перед лицом неведомого.
Самая объективная критика психоделиков нацелена как раз на подобные случаи, когда человек понятия не имеет, во что впутывается и получает такой результат, с которым не готов и не может справиться.
В 60-ые годы, на взлете популярности, ЛСД был призывом к свободе, ключом к дверям восприятия. Поэтому его, в основном, принимали люди определенного склада — искатели духовных истин. Для них психоделические путешествия были источником настоящих откровений, и критиковать их, в общем-то, не за что.
Но чем дальше, тем больше ЛСД стал превращаться в развлечение, в способ убегания от неприятностей и тревог повседневной жизни. Из инструмента освобождения он превратился в психологический анальгетик, в наркотик, в добровольное заточение.
В 1968 году ЛСД был запрещен сразу во всем мире. Запрещен, как медицинский препарат, и юридически приравнен к наркотикам. Заботилось ли государство о людях или о самом себе — вопрос спорный. Но, учитывая, что смертность от не запрещенного употребления алкоголя на многие порядки выше, чем от неосторожного приема психоделиков, можно предположить, что дело не в заботе о здоровье граждан.
В широком смысле, если благополучие большинства ставить выше благополучия отдельных индивидуумов, запрет ЛСД — это хорошо. Даже если принять ту точку зрения, что прием психоделиков действительно приносит значимый духовный опыт, слишком легкая доступность этого опыта все равно полностью его обесценивает.
Пережить измененное состояние сознания не так уж и сложно (даже без психоделиков), но без предварительной психологической подготовки, можно попасть в очень большую ловушку, из которой потом трудно выбраться. Искусственные околомистические переживания тешат гордыню «психонавта», создавая иллюзию избранности и особенности. А в результате человек просто останавливается в развитии — ведь, однажды, он уже сравнялся с Богом и теперь ему нужно лишь принять очередную дозу, чтобы вновь вознестись на небеса.
Кроме того, сама погоня за мистическими переживаниями — это тоже ловушка на пути. Суть духовного поиска и развития не в том, чтобы научиться проваливаться в измененное состояние сознания, и не в том, чтобы научиться видеть сквозь стены, ходить по углям или спать на гвоздях. Все это — шелуха, цветы у дороги. С этой точки зрения, от психоделиков тоже больше вреда, чем пользы, поскольку они акцентируют внимание не на том, что важно на самом деле.
Но для некоторых — а их очень немного — психоделики действительно могут стать подспорьем в духовном поиске. Индуцированный мистический опыт может быть тем гаечным ключом, который сорвет заржавевшие гайки окостенелого ума.
Так или иначе, до настоящего момента ЛСД и другие психоделики находятся под строгим запретом. Все эти вещества не вызывают физиологического привыкания, а в случае с ЛСД, за два десятилетия серьезных исследований так и не была определена смертельная доза. Никто и никогда не смог доказать, что ЛСД приносит вред организму. И все же запрет — на ЛСД, на псилоцибин, на мескалин, на все.
И это запрет не медицинский, а социально-политический — это запрет на определенный тип переживаний.
Измененные состояния сознания вырывают человека из социальной обусловленности. Основа общественного уклада просто растворяется. Все привычные социальные ценности исчезают, как утренний туман, открывая взор на совершенно иной мир.
Психоделики не решают никаких психологических проблем, а когда их действие заканчивается, путешественник возвращается в свое изначальное состояние. И все-таки, человек принявший ЛСД навсегда остается человеком, принявшим ЛСД. Даже один взгляд по ту сторону занавеса может запустить процесс трансформации системы ценностей. И если этот процесс завершится, то в новом мировоззрении уже не будет места социальной зависимости, которая лежит в основе всякого государственного устройства.
Поэтому запрет никогда не будет снят. По крайней мере, никогда уже не будет той свободы, которая была в 60-ые годы, когда социальная система еще не осознала грозящей ей опасности и не спохватилась.
p. s.
В Швейцарии, на родине ЛСД, с января этого года снят тотальный запрет на исследования психоделиков — разрешено проведение эксперимента, в котором ЛСД будут принимать… умирающие пациенты. Иронично.
p. p. s.
Альберт Хофманн умер два месяца назад — 29 апреля, на 102-ом году своей жизни. Он все-таки дождался частичной реабилитации своего «трудного ребенка».
p. p. p. s.
Друзья, я понимаю, что многих из вас теперь подмывает задать пару провокационных вопросов, но отвечать я на них не буду — даже не начинайте.
((А как вы относитесь к психоделикам?))
Имеется ввиду религия? Или есть другие способы?
Строгий пост 40 дней, и будет происходить подобное…
трансовые состояния
Медитации, созерцания, глубокие неистовые молитвы (в кабале чтение Торы, у христианских мистиков Сердечная Иисусова Молитва (исихазм, например), у суфиев вращения, транс (прыжки с бубном вокруг костра), осознанные сновидения. Я получил опыт проснувшись случайно на рассвете и медитируя чтобы уснуть сосредоточившись на дыхании в позе мертвеца. Готов не был, цели не имел и был скорее атеист. Что сказать… Всё есть Сознание — Брахман. Ом
Не знаю как ЛСД , но после грибов я стал абсолютным либералом и перестал есть мясо. Нравственные ценности изменились.При чем после первого приема.
Да, говорят ценности меняются. Подтверждено экспериментально. Поэтому в авторитарных и т.п. государствах строгий запрет. Зато водочка… Водочка порождает персонажей в духе меметичных людей из вирусных видео типа «Обэма» — агрессия, Сталин и т.п. От психоделиков «свободная любовь», «все равны» и т.п.
что бы человек не делал, он должен четко осознавать зачем ему это и что из этого может выйти. Коротко – цель трипа и возможные последствия приема. От ЛСД действительно может поехать крыша, но если человек не задумывается о вышеуказанном – ему уже видимо все равно.
Можно делать все. Но делать это надо с умом.
ох, Вячеслав, откуда же вы такие беретесь?
откуда такая информация, учитывая что не было зарегистрировано ни одного случая передозировки? оценки полулетальной дозы начинаются от 200мкг/кг. то есть как минимум в 100 раз выше нормальной дозы. ну а самый сильный яд это батрахотоксин, полулетальная доза которого 2мкг/кг
На данный момент времени ЛСД-25 является самым сильнодействующим ядом на планете Земля, даже цианистый калий не так ядовит.
После приема,все изменилось.Мы – рыбки, плавающие в аквариуме, а настоящее – за стеклом. Единственный правильный путь – вера в Иисуса Христа,любовь, только в этом истина.
Уважаемый, вы сначала почитайте про конкретно лсд, а не про наркотики которые употребляют ваши знакомые. Лсд не осздает зависимости, а то что вы говорили про суицид от лсд трипа – почитайте данные статистики, процент людей которые как-то причинили себе вред от лсд крайне мал. меньше чем от алкоголя, меньше чем от конопли, меньше не бывает. Так чем опасен лсд на физическом уровне? если человек не подготовлен и принимает что-то не зная зачем тогда он дурак.
Я считаю что психоделики-это снадобья,которое изменят человечество навсегда,наставят наконец,на путь свободы. Марихуану тоже отношу к психоделикам. Слушайте гоа-транс!(близко к данной теме)
@Артур
лизергиновая кислота – не то вещество, которое легко достать) это ведь не марихуана) предсонное состояние – вещь крайне неоднозначная и полезная. но не стоит сравнивать космический шаттл с гужевым транспортом. человечество на протяжении всей своей многовековой истории употребляло психотропные вещества, и это должно заставить Вас задуматься.
да. психоделики опасны. но что не опасно? никотин, вызывающий рак легких? алкоголь, выжигающий клетки печени? большинство людей, попробовавших ЛСД, либо псилоцибы,никогда больше не возвращаются к ним. потому что они уже изменились на столько, что им это уже не нужно более.
Олег, к чему такие статьи? Сейчас толпа ваших заочных “пациентов” побежит пробовать. Если по теме, то для поиска истины лично мне подходит предсонное состояние, безо всяких веществ. Того и вам желаю, просто нужно над собой работать, а не думать, что надо над собой работать…
Черт возьми, меня эта статья соблазнила попробовать!
Попробовав психоделик, желательно лсд-25 (потому что он глубже открывает сознание) и заморочившись, человек сам начинает осознавать что правильно, а что нет. Индивидуально. У каждого своя правда, но эта правда в целом у всех одинакова, просто оттенки разные.
THE DOORS OF PERCEPTION!!!!)))
Хорошая статья! Автору респект)
@Psyshine
все говорят, что многое поняли, попробовав или принимая лсд. но, может, вы сможете конкретно написать, что вы поняли?
трушный мистический опыт сложно описать конкретно, так как он за «пределами материальной реальности». Если попытаться в двух словах: всё «сон бога», всё есть сознание, ты как персонаж «большого сна» стираешься и остаётся только одно сияющее космическое сознание, пронизывающее всё и являющееся одновременно ничем, всё одно живое мыслящее существо «Вселенная»/«Бытие», стираются границы субъект/объект. Не плохо это всё описывают песни Beatles «Tomorrow Never Knows», Сплин «Тебе это снится» и Аквариум «Сны о чём-то большем», «Сидя на красивом холме». Тибетская Книга Мёртвых и Буддизм с Индуизмом об этом, почти в любом серьезном мистическом учении это описано (эманации бога и т.п. от герметизма и платонизма, до кабалы, суфизма и исихазма). Хорошо это описывает Гроф в книге «Когда невозможное возможно» в главах о ДМТ и ЛСД
ну меня не глючило сильно…так, цвета стали насыщеннее и все…в другой раз меня так скажем “повело”, но звонкий вопрос “с тобой все нормально” вывел меня из этого состояния. так вот, мой опыт заключается как раз в обостренном понимании чувств людей в этот момент.мне на столько стало страшно и грустно и вобще не было определенного чувства.после этого конечно стал более трезво смотреть на все происходящее а не с щенячьей радостью=))
@Владимир
Мне 22 года. Занимаюсь мелким бизнесом и консалтингом.
Если бы мне было 65лет и я бы попробовал ЛСД- я бы впал в величайшую печаль. Прожить 65лет..а потом понять что этот мир такой-такой-совсем другой=) и безграничный! “О, а так хочется узнать побольше о нем. Передо мной открылось то, что просто невозможно было бы понять. И то, осознано все было не сразу. Во время одного приема ко мне в голову пришла мысль извне, но я не мог понять, сказать, осмыслить ее. Чувство, будто у тебя внутри собрается пазл из кусочков, но происходят “нестыковки”.
Через 8 дней я шел по делам и пазл все таки собрался.
И вообще я считаю, что определение “галлюциноген” не должно относиться к LSD (а так же, мескалин, 2с-i, 2c-b итд.)
Потому что “увиденное” под данными веществами не является галлюцинацией.
Все эффекты под данными веществами можно легко объяснить и обосновать.
А вот тарен или акинетон, например, вызывают именно глюки, а не изменение состояния сознания.
Полностью солидарен с автором статьи насчет ограничения приема веществ, изменяющих сост. сознания. Большинство трипов под ЛСД проходят не должным образом.
Большинство видит яркие краски, причудливые объекты итд. Но все эти эффекты являются лишь переходной стадией, которая должна занимать не более часа. Тоже самое, что включить автонастройку каналов на телевизоре и смотреть 10 часов.
Так проходит трип у неподготовленных людей. И это в самом лучшем случае.
Мои личная наблюдения и статистика доказали, что правильного эффекта может добиться только тот, кто стремится к этому. А такой человек должен быть развитым, нравственным, целеустремленным и психо-устойчивым.
Владимир. 65 лет Психотерапевт. Первые 22 года – психиатр.
В 75 г. меня заинтриговала прочитанная идея лечения шизофрении наркотиками. Лично я, слава богу, (я атеист) опыта употребления их не имею. Но имею мнение: чтобы высказывать свое мнение о наркотиках, мнение должно быть своим, т.е. должен быть свой опыт их употребления.
Можно просто поболтать о своих фантазиях на прочитанное.
Настораживает в этой статье “добро” на прием наркотиков, которое увидят в ней наркоманы.
Понравилась информация о том, что “христиане видели Христа, буддисты – будду, и т.д.” Проекция внутреннего мира?
Спасибо.