Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Блуждания в поисках счастья

Блуждания в поисках счастья
Счастье — в равновесии · 25 августа 2008 г.

Как уже было сказано в статье «Бессилие и могущество психологии», о человеческой душе нельзя сказать ничего определенного, можно лишь наблюдать и фиксировать некоторые закономерности. Так вот, одна из таких закономерностей состоит в том, что душа непрестанно стремится к равновесию.

Как и физический организм, душа старается поддерживать внутренний баланс и защищаться всеми возможными средствами от разрушительных воздействий. Но кто вообще раскачивает лодку?

Эту статью я начинал писать, рассчитывая, что получится что-то простое и познавательное, но течение мысли унесло повествование в область философских метафор. Поэтому, изначальный замысел придется реализовывать позже — отдельно, в виде практического приложения. А здесь уж предадимся глубокомыслию. Кто там хотел эзотерики?

Психологическая жизнь человека фокусируется на его «Я» — на том эфемерном и неосязаемом переплетении противоречивых чувств и мыслей, которое мы привыкли считать собой. Однако наше «Я» — это не центр вселенной, а лишь маленькая планета на ее задворках, и ставить его во главу угла — большая и опасная ошибка.

Наша личность, все наши представления о самих себе, наши привычные ценности — все это продукт воспитания. Большие люди передают свои представления о жизни маленьким людям — так из поколения в поколение транслируется вся человеческая мудрость и глупость.

К сожалению, в мире ньютоновской физики и материальных ценностей сфера душевного и духовного задвинута далеко на второй план, а на первое место выходят прагматичные, себялюбивые ценности ума.

Как в процессе биологической селекции, с каждым новым поколением все больше укрепляется один ключевой признак — психологический геоцентризм. Та часть души, которой следует покорно вращаться вокруг своего Солнца, начинает раздуваться и мнить себя центром всего психического механизма.

В христианстве такое положение дел считается смертным грехом — Гордыней. Суть этого греха в том и состоит, что Эго узурпирует статус, ему не принадлежащий, и совершенно теряет связь с психологической реальностью. В гордыне скрывается смертельная опасность и именно с нее и начинается всякий внутренний разлад.

Обратите внимание, гордыня — это не склонность к хвастовству, позерству и самолюбованию, это, прежде всего, восприятие собственного «Я» центром психической системы.

Такой взгляд на себя саморазрушителен. Эго — это лишь мартышка на спине слона, но когда она начинает считать, что может управлять слоном, ситуация приобретает такой же драматизм, как если бы она играла с гранатой.

Эго, мнящее себя руководящим центром, теряет всякую бдительность и со временем окончательно перестает прислушиваться к тихому голосу, идущему изнутри. А дальше разворачивается дьявольская трагикомедия…

57224294copy.png

Как мы избегаем счастья

Всякий человек, пусть даже опираясь на свое раздутое Эго, хочет для себя самого простого — Счастья. Полагаясь на те ценности, которые кажутся ему важными, человек считает, что счастье наступит тогда, когда все поставленные цели будут достигнуты, а все правила жизни соблюдены. Поэтому, все силы бросаются на выполнение социальной программы, с детства впечатанной в подкорку.

В христианской терминологии это значит, что человек перестает себя чувствовать глиной в руках божьих и ставит себя на ступеньку выше самого Бога. Теперь ему кажется, будто он знает, что ему нужно для счастья, и Бог ему больше не нужен. Хотя истинное счастье как раз в том и состоит, чтобы примириться с Богом и отдаться в его руки.

Психологическим языком все то же самое можно описать иначе — как это делал Юнг. Он исходил из того, что все представления о Боге — это проецирование вовне истинного центра психики — Самости. То есть, всякий божественный образ — это отражение того, что находится глубоко внутри в каждом из нас. Если без долгих подробностей, то Юнг говорил примерно следующее.

Психика подобна сфере, в центре которой находится Самость — энергетический и волевой центр души. А на поверхности этой сферы находится небольшой островок, не имеющий ни собственной энергии, ни собственной воли. И вот этот островок и есть наше привычное повседневное «Я».

На сознательном уровне «Я» ничего не знает о Самости и не имеет с нею никакой связи. Но бессознательно память об истинном центре всегда остается и порождает в сознании всем известные чувства — одиночество, неуверенность в собственной ценности, отсутствие смысла и страх перед жизнью. И эти чувства вполне обоснованы, поскольку «Я» существует в кредит и на каком-то уровне об этом прекрасно знает.

Так вот, достичь состояния счастья Эго не может — у него для этого нет ни ресурсов, ни инструментов. Человек хочет быть счастлив, но делает все возможное для того, чтобы этого никогда не произошло. Счастье может прийти только от Самости, а Эго способно, в лучшем случае, испытывать удовлетворение. Но все-таки утопающее в гордыне Эго никак не хочет уступить и продолжает искать счастье там, где его быть не может.

И аналогично, несчастье — это не рухнувшие надежды или нереализованные мечты, а утрата связи с собой, со своим центром — с Самостью, с Богом, со своей природой. С годами слепого погружения в мир социальных ценностей, эту связь восстановить становится все сложнее. Чем дальше, тем более косным становится Эго и тем крепче оно держится за веру в свою самостоятельность и самоценность.

И чем больше разрыв между Самостью и повседневным сознанием, тем выше уровень тревожности, тем хуже становится здоровье, тем тяжелее окружающие обстоятельства, тем сложнее жизнь. Восстановить связь возможно, но для этого Эго должно практически совершить ритуальное самоубийство, выбить табуретку у себя из под ног — отказаться от своей гордыни и добровольно подчиниться воле Божьей.

Возвращаемся к комичной составляющей этой истории. Чего же хочет наша Самость, если сознание так не хочет к ней прислушиваться? Да того же самого — Счастья! Того счастья, за которым гонится каждый человек, когда карабкается по социальной лестнице, покупает вещи, ищет свою любовь, рожает детей. Но только все эти действия ни к чему его не ведут, а то единственное, что нужно сделать для счастья, человек делать отказывается.

Вот и получается, что хочет человек счастья и, по своему разумению, изо всех сил к нему стремится. Сознательно или не очень, он отказывается слушать себя и ищет счастья там, где его научили искать. Как в анекдоте про пьяницу, который ищет потерянные часы под фонарным столбом — потому что там светлее. Так и люди ищут счастье там, где светлее, а не там, где его утратили.

Мы боимся быть собой, мы себе просто не доверяем, считая, что многовековые традиции несут в себе больше мудрости, чем мудрость собственной души. Мы доверяем чужому опыту, вместо того, чтобы опереться на свой собственный. Счастье лежит у нас под носом, но как раз тут мы его и не ищем, потому что привыкли доверять карте, которая нам говорит — «Счастье не здесь-и-сейчас, оно — там-и-потом».

Осталось добавить ко всему этому маленький оптимистический штришок. В христианстве говорят, что Бог всепрощающ, что всякий грех с души можно снять и попасть-таки в царствие небесное. — Это правильно и неправильно одновременно.

Поскольку во внешнем мире мы видим только отражения самих себя, получается так, что и на Бога мы перекладываем наши человеческие черты — обидчивость, гнев, любовь, способность прощать или наказывать и тому подобное. Но это всего лишь игра нашего психического аппарата. Бог не любит и не ненавидит — ему плевать, ему нет дела до наших грехов и ему не за что нас прощать. Грех есть только до тех пор, пока он есть.

В мире нашей Самости обиды не копятся и месть за все прегрешения не зреет. Душа просто стремится к равновесию — вот и все. Беда всякого греха исключительно в том, что он нарушает это равновесие. Никакой моральной составляющей тут нет — только чистый прагматизм. Как организм поддерживает собственный баланс веществ, так и душа поддерживает внутренний баланс энергий.

Душа, Бог, Самость — они стремятся к гармонии, но при этом никогда не осуждают зарвавшееся Эго. Более того, они изо всех сил стараются вразумить человека и вернуть его на путь истинный — на ту тропу, которая ведет к Счастью. Нужно только научиться к ним прислушиваться и перестать раскачивать лодку.

p. s.

О том языке, на котором разговаривает душа, пытаясь направить сознание в нужное русло, — в следующей статье.


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
хуан
Читатель
хуан
18.07.2013 12:39

Вы абсолютно правы

Полагаясь на те ценности, которые кажутся ему важными, человек считает, что счастье наступит тогда, когда все поставленные цели будут достигнуты, а все правила жизни соблюдены. Поэтому, все силы бросаются на выполнение социальной программы, с детства впечатанной в подкорку

действую таким образом счастье не достижимо.

Потому как Счастье, как описано выше, возникает в результате построения правильных отношений с Совестью (или СверхДушой) и ничего общего с достижением всех целей и выполнение социальных программ не имеет.

хуан
Читатель
хуан
18.07.2013 12:30

Душа просто стремится к равновесию — вот и все.

Нет не просто. Стремление к Счастью — а не к равновесию — это истинная природа Души. Это фунламентальное, неистребимое желание Души.

А что такое равновесие? Равновесие — это покой, отсутствие беспокойств… =) Ещё это называют — комфорт.
Отсутствие беспокойств или комфорт — не является счастьем. Жить можно соль угодно комфортно — но при этом не иметь счастья.

Что же такое счастье и откуда оно берётся?

Оказыватся счастье даёт СверхДуша. Давать или не давать Счастье — это одна из функций СверхДуши.

Если человек поступает правильно — СверхДуша говорит — «Хорошо» и даёт порцию счастья. Человек чувствует счастье.

Если человек поступает не правильно, не по-совести, СверхДуша говорит «Ты не прав. Так нельзя» и счастья не даёт. И человек не чувствует, счастья. Счастья нет в этом случае.

И другого способа иметь счастье не существует в природе. Это ведическая идея.

хуан
Читатель
хуан
18.07.2013 09:16

Оказывется — именно тут находится Душа. В центре груди.

Эта Душа — и есть Я. А это тело — просто скафандр который надет на душу в этом мире.

Веды говорят, что Душа — обладает тремя неуничтожимыми атрибутами (скачествами) Сат, Чит, Ананда — Вечность, Знание, Счастье. Вечно Душа стремиться к Знанию, к Знанию о том, что такое Счастье.

Душа обладает созанием. Наличие сознания — это признак Души. Сознание Души — это Ум (с пятью чувствами) Разум, Эго — осознание своей индивидуальности.

Кроме того в каждом живом существе присутствует ещё один объект — СверхДуша (Праматма на санскрите) — представительство Бога, или Бог в своём безличном аспекте. Параматма проявляется в нас как Совесть. Совесть — это голос Параматмы. Поэтому совесть — это голос истины в человеке, а не просто продукт нашего воспитания. Это объективно существующая штука.

Это не возможно объяснить просто воспитанием. Потому что бывает так что в детях вдруг просыпается что-то что… Далее »»»

хуан
Читатель
хуан
18.07.2013 08:59

Спасибо автору. Очень любопытная статья.
Прежде всего — любопытна в том — как бизко автор подшел к истине =). Браво.

Только нет пужды опираться на Юнга. Есть знание гораздо старше Юнга. Юнг — всеволишь человек, а человеку свойственно ошибаться. Поэтому нет смысла перенимать ошибки. Гораздо лучше обратиться к совершенному знанию — к Ведам.

Психологическая жизнь человека фокусируется на его «Я» — на том эфемерном и неосязаемом переплетении противоречивых чувств и мыслей, которое мы привыкли считать собой

Нет вы не правы. Я- это не просто переплетение противоречивых чувств. Я — это пролне конкретный объект.
Я — это Душа — нематериальная живая частица Бога имеющая свойсто осознанвать сама себя и наделённая свободой выбора.

Если, допустим, человек указывая на себя говорит «Я». Куда он обычно указывает пальцем?
Обычно бессознательно мы указываем себе в центр груди. Правильно?
Ни в голову, ни в какое другое место нашего тела.
Почему?

Sasha
Гость
Sasha
11.11.2012 18:39

Задело меня словосочетание «равновесие души». Сразу появилась картинка, что все, равно взвешеное этой душой, имеет равное значение(вес) и душе не о чем беспокоится, отдавая предпочтениея чему-то одному в ущерб всему остальному. ВСЕ имеет одинакрвый вес и это ВСЕ есть то на что можна оперется и прибывать в покое.

trackback

[…] Олег Сатов […]

Ася
Гость
Ася
04.06.2011 21:34

Счастье лежит у нас под носом, но как раз тут мы его и не ищем, потому что привыкли доверять карте, которая нам говорит — «Счастье не здесь-и-сейчас, оно — там-и-потом».

Почему? Я думаю: счастье именно здесь-и-сейчас, а там-и-потом – оно совсем ну уж такое полное счастье, которое сейчас мне еще рано, ибо я же «лопну». Как раз потому, что там-и-потом отпадет необходимость вот в этом:

..прислушиваться к тихому голосу, идущему изнутри

и изменится в лучшую сторону, будет как-то по-другому вот это:

На сознательном уровне «Я» ничего не знает о Самости и не имеет с нею никакой связи. Но бессознательно память об истинном центре всегда остается и порождает в сознании всем известные чувства — одиночество, неуверенность в собственной ценности, отсутствие смысла и страх перед жизнью. И эти чувства вполне обоснованы, поскольку «Я» существует в кредит и на каком-то уровне об этом прекрасно знает.

Ибо будет «полностью восстановлена связь» с Богом, что… Далее »»»

Callas
Гость
Callas
16.12.2010 20:19

Кто-то тут хоть понимает, что он говорит?!

Андрій
Гость
Андрій
15.12.2010 16:37

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не… Далее »»»

trackback

[…] а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует […]

котя
Гость
котя
22.11.2010 11:31

Замечательная статья!Заставляет задуматься о многом!

Paralon
Гость
Paralon
04.10.2010 02:09

Абстрактно все. Что значит «гордыня»? Эгоцентризм? Так и говорим конкретно — эгоцентризм, перечисляя его типы, виды и подвиды. Зачем смешивать религиозно-этические и психологические категории, если на метафизическое знание не замахиваемся? А если психотерапия в данном случае все же замахивается, то что это эгоцентризм или гордыня? Как то уже сложно понять, где психотерапия, а где пророчества?

Валерий
Гость
Валерий
03.10.2010 17:04

«Бог не любит и не ненавидит — ему плевать, ему нет дела до наших грехов и ему не за что нас прощать. Грех есть только до тех пор, пока он есть»-золтые слова

Марина
Гость
Марина
21.09.2010 12:01

Все таки не понятно, в чем же заключается счастье. Что такое самость?

Тая
Гость
Тая
30.01.2010 09:18

Прекрасная статья!!!БЕСПОДОБНО! СПАСИБО! Со всем согласна, все отзывается в душе!

Наталья
Гость
Наталья
03.10.2009 00:17

Спасибо.
Меня всегда волновал вопрос от чего зависит мое ощущение счастья или несчастья? Почему я счастлива, когда все вокруг плохо? Или почему чувствую себя такой несчастной и одинокой, когда у меня всё есть.
Наличие связи между Самостью и повседневным сознанием объяснило мне этот «странный феномен».
Спасибо, оказывается, всё так просто и понятно smile

exPERT
Гость
exPERT
16.08.2009 03:23

Ужас… Философские метафоры — зло.
Я такой язык крайне плохо понимаю.

Но мысль я кажется уловил: нужно делать то, что велит тебе сердце(то, что хочешь), а не разум(то, что от тебя требуется).

Так?

Если да, то такая позиция не совсем правильна.
Жить, конечно, нужно в своё удовольствие(пользуясь своими правами), но ведь мы живём в социуме, где нельзя забывать и о своих обязанностях(которые не всегда совпадают с твоими желаниями).

Поэтому жить придётся не только для себя, но и для кого-то, жертвуя при этом своими интересами.
И от этого никуда не деться, я думаю.

Krechet
Гость
19.07.2009 12:19

Стаття коннечно правильная, да только вот коней на переправе не меняют. Кто оседлал христианство будет пытаться достичь Рая этим способом. Главное только не кофликтовать и не сбрасывать друг друга в ад.

Kat
Гость
Kat
05.06.2009 11:59

Спасибо за статью. Последнее время мечусь в дебрях сознания, пытаюсь докопаться до подсознания, но одолевает необъяснимый страх…

Смирнова Елена
Гость
Смирнова Елена
20.05.2009 07:42

Люди все-таки чувствуют свою божественную природу. Только довериться своим ощущениям трудно, анатомического атласа души еще не нарисовали. Интересно все-таки, почему мы так сфокусированы на маленьком пятнышке эго, почему мы проживаем жизнь со всеми ее страстями и так слабо слышим эту самую самость. Все открытые законы природы так гениальны и остроумны, что человеку с его юр. законами, правилами ПДД и орфографии остается только позавидовать. Тут тоже должно быть все гениально и просто.

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием