«Надежда умирает последней» — так говорят, и это ценное замечание для какой-нибудь поучительной истории про героя, который выжил и добился своего, несмотря на все, казалось бы, безнадежные обстоятельства.
Но и вне рамок подобного назидательного контекста присказка остается верна — надежда действительно умирает последней… даже, если это совершенно не к месту.
Оптимизм или пессимизм — без разницы. В обоих случаях где-то там, в глубине души живет надежда на лучшее — просто для пессимистов все лучшее в худшем, а суть остается той же самой. Надежда всегда живет у нас внутри и часто сильно нас выручает, оказываясь последней точкой опоры в сложных жизненных обстоятельствах. Но не менее часто тот же самый внутренний механизм играет с нами очень злую шутку.
На что мы надеемся? В самом хорошем и конструктивном смысле — это надежда на свои собственные силы, на то, что я справлюсь, надо только не терять присутствия духа. В философском и тоже хорошем смысле — это надежда на Бога, на то, что все происходящее имеет свои необходимые причины и следствия, и не мне судить о том, хорошо это или плохо, нужно просто продолжать делать, что должно, и будь, что будет.
Но есть и еще одна надежда, от которой не веет таким суровым холодом, как от первых двух. Наоборот, эта надежда теплая и уютная — надежда на то, что все обойдется само собой. Как в китайской поговорке, но только в извращенном ее понимании — если достаточно долго не решать проблему, рано или поздно она исчезнет.
[[Продолжение — про счастье на халяву]]
И хуже всего того, что эта инфантильная надежда наглядно оправдывается ничуть не реже, а может и чаще, чем первые две. Иногда это даже к лучшему, потому что многие проблемы существуют только у нас в голове, и если подождать «достаточно долго», они действительно исчезают сами собой и совершенно бесследно. Одна безответственность пожирает другую безответственность. Но есть и другие проблемы, от которых так просто не отделаешься, которые никак не дают о себе забыть и продолжают бередить душу, несмотря на все долготерпение.
И вот здесь следовало бы изменить стратегию и перейти от терпеливого стратегического выжидания к активным действиям, но как раз этого-то и не происходит… потому что все еще есть надежда.
Недавно кто-то рассказал шутку на эту тему:
– Сколько психологов необходимо, чтобы поменять лампочку?
– Достаточно одного, если лампочка готова меняться.
Вот так вот дела и обстоят, и в психологической практике это становится особенно очевидным. Часто люди пытаются решать свои проблемы — выбирают хорошего психолога, платят деньги за консультации, но при этом продолжают тихо надеяться, что все обойдется. Это называется «пойти провериться на всякий случай» и, разумеется, это совершенно не работает — деньги и время потраченные впустую.
С другой стороны, когда у человека внутри вызревает настоящий протест против привычных своих моделей поведения, когда наступает отчаяние, и уже больше нет никакой надежды на счастливое избавление, вот тогда «лампочка готова меняться». И здесь даже консультации не больно-то нужны — достаточно одной простой подсказки со стороны, чтобы у человека все внутри перевернулось.
В практике любого психолога бывают такие случаи, когда самая важная трансформация происходит во время первой же консультации. Этакое психологическое кунг-фу, техника одного удара. Но гораздо чаще бывает наоборот, когда проходят месяцы, человек все понимает, со всем соглашается, но при этом ничего не происходит. И оба эти варианта развития событий не имеют никакого отношения к личным и профессиональным качествам психолога. В первом случае нет никакой его заслуги, во втором — не его вина.
Балсекар в какой-то из своих книг рассказывал историю про большого бизнесмена, который пришел к нему за наставлением. И вот бизнесмен говорит, что заплатит ему сто тысяч долларов за просветление. Рамеш спрашивает, сколько у того вообще есть денег. Оказывается, что у бизнесмена солидный капитал не в один миллион долларов. Тогда Балсекар ему отвечает, что ничего не выйдет, что несколько процентов от всего капитала — это слишком мало за просветление. Нужно быть готовым отдать все до копейки — только тогда будет какой-то шанс.
Так вот, дело не в том, что просветление такая сложная штука, за которую нужно отдать все, чтобы ее получить. Речь о душевном настрое, который необходим, для решения вообще любой проблемы, хоть духовной, хоть психологической, хоть чисто житейской.
Вот есть у вас проблема, которую вы давно не можете разрешить, так спросите себя — что вы готовы отдать за ее решение? Чем вы готовы пожертвовать? А если нет никаких гарантий, что жертва себя оправдает — тогда как? Ответ на эти вопросы как раз и выявит ту грань, которая определяет готовность к переменам.
И дело не в том, что за решение проблемы действительно придется многое отдать. Важнее именно душевный настрой, который либо есть, либо его нет. И если его нет, нужно признать, что вот именно эту проблему вы решать не хотите и пока еще надеетесь, что все как-нибудь само обойдется.
Где-то в статьях эта мысль уже озвучивалась, но не грех будет повториться. Любой человек может самостоятельно справиться с любой своей проблемой, если окажется припертым к стенке. Проблемы остаются неразрешенными не потому, что они такие сложные, а потому что человек не готов ничем жертвовать ради их решения. Нельзя ничего получить, ничего при этом не потеряв. Закон сохранения энергии в действии.
А представьте, на что способен человек, которому нечего терять или который готов все потерять ради своей цели…
Другими словами можно сказать, что проблемы не решаются, потому что жалко себя. Не хочется лишаться привычного комфорта, не хочется портить отношения с другими людьми, не хочется разрушать свой образ в чужих глазах. Хочется получить все, не теряя при этом ничего. И главное теплится еще надежда, что это в принципе возможно. Но именно таким образом практическая задача превращается в проблему.
Слабая инфантильная психика выбирает пепси жизнь без потерь, даже если ценой тому будет отсутствие каких-либо приобретений. Потери причиняют боль, но прожить жизнь без потерь нельзя. Даже замерев на месте и отказавшись ото всех сражений, человек продолжает страдать — потому что видит, как жизнь утекает сквозь пальцы. И чем сильнее он старается удержать песок своей жизни в руках, тем неизбежнее и трагичнее финал. Отказ от потерь ведет только к еще большим потерям.
Великая беда нашей современной жизни, что в ней практически не осталось естественных испытаний на душевную стойкость. Мы живем в слишком безопасном мире, где надежда есть всегда. Надежда на то, что можно обойтись без жертв, что ничего не придется менять, что за свою свободу не придется платить чьей-то болью… Убийственная надежда, что в конце концов все-таки удастся проскользнуть между двух огней и усидеть на всех стульях сразу. И именно эта никак не желающая умирать надежда позволяет нам оставаться слабыми.