В этот раз о житейском и наболевшем… с психологическим подтекстом, разумеется. Столкнулся тут в очередной раз с профессионалами своего дела, и прямо-таки зачесалось. Дети до определенного момента верят в Деда Мороза, а я вот до сих пор верю в «профессионалов». Но детям однажды приходится повзрослеть и перестать верить в сказки, и мне, видимо, тоже пора.
Суть вот в чем. За последние полгода несколько раз возникали проблемы с машиной, из-за которых приходилось обращаться за помощью к профессионалам: и к официальным дилерам, и в коммерческие автосервисы с громкими названиями, и к гаражным специалистам неопределенной национальности. И всякий раз была надежда, что уж здесь-то люди знают свое дело, во всем разберутся, найдут проблему и исправят, и всякий раз выходило иначе. Причем каждый раз сервисмены вели себя крайне «профессионально»:держались гордо, говорили уверенно и всем своим видом демонстрировали превосходство над простым людом и другими горе-специалистами.
И вот тут — посыпаю голову пеплом — я раз за разом попадаю впросак. Когда человек дает понять, что он знает, о чем говорит, и полностью уверен в своей правоте, я на это “ведусь” и автоматически ему верю. Во всяком случае, пока не будет доказано обратное. Презумпция невиновности, так сказать. Или патологическая наивность доверчивость, как посмотреть.
Сам я не большой спец в автомобильных вопросах — общие представления, конечно, имею, но в целом считаю себя дремучим дилетантом. Соответственно, на чужую территорию не лезу и умника из себя не строю: если говорят в сервисе то-то и то-то, я не спорю и делаю, что сказано. Даже, если есть какие-то свои сомнения и соображения, уточняющие вопросы задаю, но на своем не настаиваю: “онижпрофессионалы, им лучше знать!”
И в обычном случае они оказываются правы — опыт все-таки сказывается. Но, стоит столкнуться с ситуацией хоть сколько-нибудь нестандартной, весь их профессионализм тут же сдувается: как только исчерпывается привычный арсенал готовых ответов, за ширмой самоуверенности обнаруживается пучина невежества и нежелания в чем-либо всерьез разбираться. И никакой тут вам профессиональной гордости, ответственности и, тем более, спортивного азарта — не барское это дело разбираться с нестандартными проблемами! Щелкать в два счета типовые задачи гораздо выгоднее.
Вот это и вызывает когнитивный диссонанс: как человек умудряется не отдавать себе отчета в ущербности своих познаний? Ведь все эти спецы не врут — они искренне верят в свою правоту и свой профессионализм. Это не мошенники и не халтурщики — это обычные и вполне добросовестные люди, которые полностью убеждены в своих знаниях и умениях. Но когда на практике оказывается, что чего-то они не знают, не умеют и не понимают, то… почему-то ничего не происходит: они продолжают и дальше верить в свой профессионализм и просто самоустраняются от решения проблемы.
То же самое происходит и во всех прочих сферах жизни: куда ни плюнь, кругом одни сплошные профессионалы. И всё настолько плохо, что слово «профессионал» лишается всякого смысла и указывает теперь лишь на то, что с помощью своего ремесла человек успешно зарабатывает на жизнь. Большим специалистом для этого ему быть вовсе не требуется.
Быть может, так оно было всегда, и только наивные люди с инфантильно-идеалистичной картиной мира приравнивают профессионализм к глубокому знанию своего предмета и стремлению постоянно совершенствоваться в своей области. Но, черт возьми, разве это не логично?
Говорят, что смелость города берет. Так оно и есть — самоуверенность на рынке услуг продается гораздо лучше, чем настоящий профессионализм. Истинный профессионал — это обычно человек крайне требовательный к себе: именно это и толкает его к тому, чтобы продолжать разбираться в вопросе все глубже и глубже. И именно это не позволяет ему напялить себе на голову корону «настоящего профессионала» и с большой помпой продавать свои услуги. Большая шумиха и громкая реклама — удел воинствующих дилетантов.
Собственно говоря, этот феномен давно уже описан — эффект Даннинга-Крюгера — глупый человек может быть не осведомлен в отношении собственной глупости именно в силу этой самой глупости. И большинство «профессионалов» вокруг именно таковы: они убеждены в собственном профессионализме только потому, что не способны оценить уровень собственного дилетантизма.
Удивляет то, насколько эта проблема повсеместна. И еще больше удивляет то, что мир при этом не разваливается на части. Непрофессионализм не приводит к концу света, а это значит, что мы живем в мире дилетантов, в который заложена такая мощная “защита от дурака”, что даже повсеместный хронический непрофессионализм не приводит к особенно большим проблемам. Правда, мир от этого порой кажется довольно безумным.
Есть и другой интересный момент: настоящие профессионалы, обладая обычно довольно развитым интеллектом, демонстрируют при этом удивительную наивность. Они часто застревают в своих идеалистичных представлениях о жизни и искренне верят, что, чем качественнее предлагаемый ими продукт, тем лучше он должен продаваться. Казалось бы, вполне разумное предположение: чем качественнее, тем выше спрос.
Почему одного профессионализма недостаточно?
Так бы оно и было, но только не в том мире, где всюду вмешивается человеческая психология с ее весьма любопытными спецэффектами. Ведь на практике лучше всего продается то, что лучше всего рекламируется, и только во вторую очередь то, что лучше по своим потребительским качествам. И получается занятная ситуация: когда профессионал бесконечно оттачивает свои навыки и повышает качество своего продукта, ожидая автоматического повышения продаж, а продажи растут у того, кто повышает качество рекламы.
Мир не должен быть так устроен (с рациональной точки зрения), но он устроен именно так. Одного профессионализма самого по себе недостаточно: требуется еще и умение себя подавать, а настоящие профессионалы обычно считают это ниже своего достоинства. Именно поэтому, если ты такой умный, очень высока вероятность того, что ты не будешь богатым: для этого прежде всего нужен не ум и не качественный продукт, а умение себя продавать.
Вот и получается, что настоящие профессионалы в нашем мире вроде бы и есть, но на виду и на слуху оказываются люди совсем иного склада, быть может, и не совсем дилетанты, но все-таки далеко не самые лучшие специалисты в своей сфере. Миром правят продавцы, а не профессионалы.
Причем это касается не только коммерческих отношений и фактических продаж, но и всего остального тоже. При устройстве на работу, в политике, в борьбе за общественное мнение — везде и всегда встречают в первую очередь по одежке. И даже в споре побеждает не истина, а то, что прозвучало более красиво и убедительно: дилетант с хорошо подвешенным языком запросто переспорит косноязычного профессионала… или, во всяком случае, создаст у окружающих впечатление, что именно он разбирается в вопросе лучше.
И так происходит не потому, что люди дураки и их легко облапошить красивыми речами. Так устроено человеческое сознание: доверие к продукту, идее или человеку формируется оберткой, а не содержанием. В глубине своей психика примитивна и иррациональна, и в коммерции выигрывает тот, кто отдает себе в этом отчет и хорошо умеет этим пользоваться.
Хотите настоящего качества — ищите штучный товар, потому что там, где самые массовые продажи, там правят маркетологи, а не профессионалы, и уж они-то точно знают, что коммерческий успех зависит далеко не от качества. А значит, наиболее массовый продукт заведомо не может быть наиболее качественным — это было бы попросту невыгодно… кроме каких-нибудь очень редких случаев, когда профессионализм и маркетинг находятся в равновесии.
Рекламу профессионалов-одиночек закончил!
Достаточно хорошо подано?