Высшая ступень развития навыка — выход на уровень свободной творческой импровизации. С этого момента обучение заканчивается и начинается чистое самовыражение. Сначала мы учимся ползать, потом ходить, бегать и прыгать, затем танцевать. А в танце сначала разучиваем элементарные движения, связки и, наконец, целый танец. И если мы этим занимаемся достаточно долго и усердно, то однажды обнаруживаем у себя способность к импровизации — можем сочинять новый танец прямо на ходу. И если сначала этот танец состоит из знакомых элементов, то со временем в нем начинают появляться движения, которым никто и никогда не учил — случается спонтанное творчество.
За пятнадцать лет активной работы было проведено так много всевозможных психологических мероприятий, что трудно вспомнить и сосчитать. И если сначала все делалось наощупь, по наитию, без всякого понимания, как устроена работа в формате семинара или тренинга, то сейчас всё стало настолько прозрачным и очевидным, что об этом не приходится даже задумываться. А подготовка и проведение новых психологических мероприятий из сложной работы на пределе возможностей превратилось в легкое свободное творчество с элементами импровизации.
Индивидуальная психотерапия как парный танец психолога с пациентом — очень красивая штука. А видеть, как человек, который до этого едва ходил, хромая на обе ноги, сам начинает танцевать и импровизировать — это та награда, ради которой увлеченный психолог готов работать и бесплатно. Но в работе с группой есть свое преимущество и своя награда — шанс изменить не одну жизнь, но весь мир вокруг. А постановка танца, в котором одновременно участвуют, скажем, пятьдесят человек — это еще более интересный и серьезный вызов для психолога.
Наверняка по этой теме есть хорошие учебники, где давно уже описаны все премудрости групповой психологической работы, и все, о чем пойдет речь ниже, — это очередной «велосипед». Но это наш велосипед. И даже если в нем нет никаких оригинальных решений, зато мы его сделали своими руками и знаем предназначение каждой детали, а значит, можем создавать свои собственные велосипеды под любые задачи и… подходить к этому делу творчески, добавляя в рецепт щепотку того ингредиента, о котором не расскажет ни один учебник.
Так или иначе, пришло время накопленный опыт систематизировать. Быть может, описание нашей технологии и философии работы кому-нибудь пригодится. Во всяком случае, мне самому такой материал очень бы пригодился лет десять назад. В общем, если вы проводите или собираетесь проводить свои собственные психологические мероприятия или вам с позиции участника любопытно, как они устроены изнутри, читайте и вникайте — не так уж все и сложно. Но тема не развлекательная, текст длинный, повествование немного занудное — смиритесь.
Суть и цель психологического воздействия
Всякая психологическая работа — индивидуальная или групповая — это психологическое воздействие. Психолог, используя разного рода технологии и подходы, старается произвести в психике пациента некие изменения. Направленность этих изменений может быть очень разной, но если психолог не хатлтурит, рабочий процесс всегда проходит через одни и те же этапы. И ключевой из них — трансформация — перестройка психики, котороя происходит в результате проделанной работы. Нет реальной трансформации — время потрачено зря.
Понимание
Каковы бы ни были инструменты, какова бы ни была цель, первый этап работы связан с чисто интеллектуальным пониманием проблемы и путями ее решения. Как минимум, человек должен сформировать внятный запрос, и один только этот процесс иногда растягивается на несколько консультаций или часов работы в формате семинара или курса. А если мы используем инструментарий когнитивной или аналитической психотерапии, то этап формирования устойчивого понимания и подготовки почвы к будущему осознанию может занимать до двух третей всего рабочего времени.
Строго говоря, работа на уровне понимания — это вообще не психотерапия. По тому существенному признаку, что она не ведет к искомой трансформации. В лучшем случае, здесь может быть сформирована новая точка зрения на проблемную ситуацию и намечены пути выхода из тупика. Понимание, каким бы четким оно ни было, не приводит к изменениям общего психического метаболизма. Можно сказать, что уровень психологического консультирования, когда специалист просто знакомит клиента с психологией и помогает привести в порядок свои мысли. Это полезно, но это не терапия.
NB: Часто говорят, что разговор по душам с близким человеком может быть не менее эффективен, чем консультация у психолога. В определенном смысле, так оно и есть, но ценность такой беседы будет на уровне начального консультирования, где происходит только выплескивание эмоций и прояснение мыслей. Терапевтической — читай, трансформационной — ценности такие разговоры не имеют, поскольку для этого все-таки нужно понимать человеческую психологию гораздо глубже. Близкий человек, каким бы внимательным слушателем он ни был, не производит психологического воздействия — он попросту не знает, что это такое, зачем, и как делается. Его роль абсолютно пассивная, а психотерапия предполагает целенаправленные усилия.
Осознание
А вот с этого слова настоящая психотерапия как раз и начинается. В обычном случае работа на этом уровне отталкивается от сформированного ранее понимания, но не обязательно — в некоторых форматах работы искомое осознание может быть спровоцировано без предварительных объяснений и рационализаций. Например, это характерно для гештальт-терапии, где осознание формируется через непосредственное исследование актуальных переживаний.
Именно в этом уровне раскрывается мастерство психолога (психотерапевта). Привести человека к осознанию, вопреки всем его психологическим защитам, — это именно то, за что платят психологу. И чем лучше он умеет это делать, тем выше счета за его услуги. Но это вполне оправдано: там, где опытный психолог на достижение осознания и последующей трансформации потратит пару часов, начинающий может водить своего пациента кругами несколько месяцев.
Различия между разными методами психотерапии также раскрываются именно на этом уровне. Новые техники психологической работы для того и придумываются, чтобы привести человека к осознанию. И универсального инструмента для решения этой задачи не существует — кому-то будет ближе аналитический подход, кому-то гештальт, кому-то психодрама, а кому-то лучше зайдет экзотика в виде расстановок или холотропного дыхания.
И если проводить параллель между психотерапией и искусством (а мы ее ниже проведем!), то суть этого искусства — в умении (или таланте?), используя весь арсенал терапевтических инструментов, построить работу таким образом, чтобы осознание произошло как можно быстрее, естественнее и глубже.
Трансформация
Люди знакомые с психологией лишь поверхностно, а часто и начинающие психологи, не производят разграничения между осознанием и трансформацией. Если не всматриваться в этот вопрос достаточно глубоко, то может показаться, что осознание всегда ведет к трансформации или буквально её в себе содержит. Осознал — изменился! И это приводит к типичной ошибке, когда на достигнутом осознании психологическая работа завершается — дальше, мол, само уже все наладится.
Во многих случаях так оно и есть. Если решаемая проблема не была особенно напряженной, а пациент способен мыслить самостоятельно, то этап переосмысления своей жизни, взглядов и поведения в свете нового осознания происходит естественным образом. Но очень часто случается так, что осознание как бы повисает в вакууме — картинка сложилась, эмоциональный всплеск от инсайта произошел, но дальше ничего не происходит. И здесь надо очень хорошо понимать, чего именно не хватает для завершения трансформации.
За осознанием должны обязательно последовать выводы — а это отдельный когнитивный процесс, который никак не связан с терапевтической работой, которая привела к инсайту. И рассчитывать, что он в любом случае запустится сам собой, это пример профессиональной безответственности или некомпетентности со стороны психолога.
Иногда этап переосмысления по своей сложности и болезненности превосходит всю ту работу, которая была проделана до этого. Вызвать у человека глубокий качественный инсайт — очень сложно, но интегрировать его затем в сознание может быть еще сложнее. А если говорить о важности этого процесса, то осознание без интеграции — это эмоционально-когнитивный всплеск, который через некоторое время сойдет на нет, и все придется начинать сначала.
Воплощение
На этом этапе очень часто происходит та же самая ошибка, что и на предыдущем. Идеальный пациент сам, без дополнительных инструкций сделает из своего осознания нужные выводы и реализует их на практике, но идеальному пациенту, в сущности, и психолог не особенно нужен — в большинстве случаев со своими проблемами он справится сам. А в реальности мы имеем дело с людьми, у которых всегда идут два разнонаправленных процесса: один на решение проблемы, другой — на то, чтобы сохранить прежний статус кво и ничего в жизни не менять. Поэтому и этап переосмысления и этап практического воплощения частенько саботируются.
Понимание не имеет смысла без осознания. Осознание не имеет смысла без трансформации. Трансформация не имеет смысла без воплощения. Таким образом психотерапия — это весь путь от понимания исходной проблемы, до воплощения на практике осознаний, которые были достигнуты, и выводов, которые из них были сделаны. Психологическая работа завершается не мыслью, не переживанием, а ПОСТУПКОМ!
Как и на уровне трансформации, здесь уже не требуются никакие специальные терапевтические техники. Практическая реализация сделанных выводов — это вопрос дисциплины и ясного понимания, что без реальных поступков, без конкретных изменений внесенных в свою жизнь и поведение, результата не будет. А ведь вероятность споткнуться на этапе, когда «я все осознал и выводы сделал», весьма высока — облегчение, которое приходит с осознанием и его осмыслением, очень легко спутать с окончательным исцелением. Но воодушевление от перестройки ментальных конструкций — это еще далеко не конец пути. Осознания недостаточно — требуется действие!
* * *
Из этой общей логики несколько выбиваются тренинги, где вообще не ставится трансформационная задача, а только нарабатываются какие-то практические навыки. Такого рода занятия, даже если они посвящены психологическим темам, не являются формой психотерапии и решают проблемы только в той мере, в которой это зависит от наличия правильных навыков и умений. Если же тренинг ставит своей задачей глубокие внутренние изменения, то для этого потребуется пройти через все те же четыре уровня: понимание, осознание, трансформацию и воплощение.
Масштабирование психологического воздействия
Теперь, когда понятна логика терапевтического процесса, поговорим о его масштабировании и рассмотрим разные форматы работы — от индивидуальных консультаций до средств массового психологического поражения воздействия.
Индивидуальные консультации
Персонализированная форма психотерапии. В большинстве случаев самый глубокий и эффективный формат работы, закрывающий все четыре этапа — от начальных объяснений до практического воплощения в жизнь. Полная свобода в выборе инструментов, за исключением тех, что имеют смысл только в групповом формате. Если бы у каждого человека была возможность пригласить в свою жизнь хорошего личного психолога, никакие другие форматы психологической работы были бы не нужны.
Минус этого варианта в том, что это очень дорого. Индивидуальные консультации не особенно опытного психолога может себе позволить каждый, но и КПД такой работы будет не очень высок. Классный специалист на том же отрезке времени может дать гораздо больше, но стоить это будет гораздо дороже. С точки зрения потенциального пациента, может быть, уже неприемлемо дорого, а с точки зрения психолога — попросту невыгодно.
Индивидуальные консультации — удел психологов среднего уровня. Достигнув определенной черты профессионального развития, психолог неизбежно двинется дальше — в науку, обучение, публикации, групповые форматы работы… или же его консультации в индивидуальном формате станут доступны только олигархам. Суровая правда жизни. Денежного вопроса это касается лишь отчасти, есть и другой мотив — для полной реализации своего профессионального и творческого потенциала индивидуальной работы попросту недостаточно.
Групповая психотерапия
Если говорить о масштабировании терапевтического процесса, то классическая работа с группой недалеко ушла от индивидуальных консультаций. Размер группы небольшой — обычно, в пределах 8-10 человек — и коэффициент полезного действия на единицу времени для каждого отдельного участника значительно ниже, чем в индивидуальной работе.
По большому счету, групповые занятия — это та же индивидуальные занятия, только с использованием обратной связи от других участников в качестве терапевтического инструмента. Иногда это бывает очень полезно. Но в общем случае это, скорее, формат поддерживающей терапии, когда этап интенсивной индивидуальной работы уже пройден.
Минус в том, что хотя группа обычно и настраивается на общий ритм и общие темы, от некоторой разрозненности никуда не деться и рабочий процесс становится рыхлым. Время используется не очень эффективно — либо кто-то из участников недополучает внимания, либо внимания хватает всем, но оно недостаточно глубокое.
Лекции, книги и статьи, искусство
Настоящее масштабирование начинается отсюда. Это нельзя назвать полноценным форматом психологической работы, поскольку взаимодействие здесь происходит только в одном направлении — от автора к слушателю, читателю, зрителю. Но хорошо подготовленный учебный материал или удачное художественное произведение могут вполне эффективно выполнять задачу первой фазы терапевтической работы — формировать понимание.
Более того, талантливый преподаватель может выстроить свой материал таким образом, чтобы вызвать не только начальное понимание, но и спровоцировать полноценное осознание. Сухая научная статья или лекция, формальный учебник или простенькое художественное произведение, конечно, на такое не способны. Но если автор хорошо владеет «магическими» инструментами психологического воздействия (подробнее — в следующей статье), то даже односторонний формат работы может достаточно эффективно подталкивать к осознанию.
Но даже если удастся вызвать осознание, трансформация и воплощение целиком и полностью остаются на совести условного пациента. К тому же здесь нет никакой возможности удостовериться в правильности сформированного понимания и, тем более, осознания — для этого нужен канал обратной связи, которого здесь нет и быть не может.
NB: Если говорить о самом масштабном психологическом воздействии, то это культура и идеология, действующие в масштабах данного конкретного социума, государства или даже всего человечества. Но тут все-таки речь идет о формировании, а не трансформации сознания. Поэтому самым мощным средством массового промывания мозгов воздействия на сегодняшний придется признать кино. Но для простых и смертных психологов этот набор инструментов недоступен, поэтому углубляться не станем.
Для уже упомянутого условного «идеального пациента» получения информации из учебных материалов или художественных произведений может быть вполне достаточно — всю остальную работу он проделает сам. Но в обычном случае однонаправленный поток информации выполняет лишь образовательную функцию и сам по себе к внутренней трансформации не ведет.
Семинары
Главное преимущество этого формата психологической работы в живом взаимодействии между преподавателем и слушателями. В отличие от лекции, семинар провоцирует участников активно думать, задавать вопросы и соотносить новую информацию со своим опытом. Усвоение материала таким образом происходит гораздо быстрее и глубже.
Другое важное отличие — это узкая направленность работы и четко заданная тема. Здесь не психолог следует за запросами участников, как это происходит при групповой терапии, а участники следуют за психологом по заранее проложенному маршруту. Семинар — это формат краткосрочной, интенсивной психологической работы, цель которой — буквально за несколько часов добиться заранее просчитанного осознания и соответствующей трансформации.
В семинарском формате практически невозможно или очень трудно вести работу над глубокими психологическими травмами и внутренними конфликтами — для этого все так же требуется индивидуальная психотерапия. Зато есть возможность качественно раскрывать универсальные темы, воздействуя одновременно на всю группу участников. В этом и состоит смысл масштабирования: вместо того, чтобы каждому объяснять одно и то же в индивидуальном формате, мы собираем группу людей, которым интересна данная тема, и проводим их к общему осознанию всех вместе.
Хорошо выстроенный семинар может эффективно решать задачу осознания и трансформации, но в силу ограничений по времени не позволяет качественно отработать этап воплощения. Даже если программа занятий разбита на несколько дней, для глубокой интеграции достигнутых осознаний в реальную жизнь времени будет недостаточно. И это подводит нас к следующему формату психологической работы.
Курсы
Как и семинары, психологический курс — это формат работы в рамках заданной темы, но без ограничений по времени. Продолжительность занятий определяется только объемом материала и вопросом целесообразности. В нашей сложившейся практике курс — это один-два месяца интенсивной работы. В такие сроки можно уложить практически любую отдельную тему и добиться глубоких устойчивых результатов в ее проработке.
Имея большой запас по времени в программу занятий можно включить больше практических экспериментов и дать участникам возможность исследовать тему на своем собственном опыте. В рамках семинара приходится полагаться на обобщенное описание изучаемых вопросов, а на курсе есть возможность каждый вопрос конкретизировать и найти его отражение в собственной жизни. А более размеренный темп исследования позволяет лучше усвоить каждую идею и — главное! — дает время для практического воплощения достигнутых осознаний.
Если семинар хорошо подходит для узких, не особенно объемных тем, то в рамках курса никаких ограничений нет — вопрос только в том, сколько времени потребуется для работы с той или иной темой. Как и семинар, курс предполагает активную обратную связь от участников, но включает в себя гораздо больше практики в формате домашних заданий. И именно это делает курсы гораздо более эффективным инструментом психологической работы.
Семинар существует для участника в очень узких временных рамках и потому не подходит для глубокого исследования психических процессов. Курс же, в силу своей продолжительности, позволяет по-хорошему «разогнать» процесс самоисследования и встроить его в повседневную жизнь на достаточно продолжительный срок, чтобы появилась возможность разглядеть даже самые тонкие душевные процессы. Психологический курс — это не серия семинаров объединенных одной темой, а принципиально иной уровень работы с гораздо более глубоким погружением в процесс исследования. На семинар можно просто «ходить», а курс приходится «проживать».
Интенсивы
Самый эффективный на единицу потраченного времени формат групповой психологической работы. Под интенсивом здесь подразумевается такой тип занятий, когда участники на несколько дней целиком и полностью — с утра до вечера — погружаются в рабочий процесс. Обычно это подразумевает проживание на территории тренинг-центра, в гостинице или в походных условиях на природе. И делается это для того, чтобы полностью выдернуть участников из привычного жизненного контекста и убрать любые отвлекающие факторы — в таком режиме работы за короткий срок можно пройти тот путь, который в ином формате потребовал бы несколько месяцев.
Преимущество интенсива в кумулятивном эффекте, когда непрерывные усилия становятся тем более результативными, чем дольше они прилагаются. В многодневных семинарах или продолжительных курсах между занятиями происходит разрыв — внимание участников возвращается в привычное русло, быстро рассеивая полученный эффект. А во время интенсива участники в течение всей программы сохраняют фокус внимания на заданной теме и с каждым днем его все более углубляют. Именно это позволяет за несколько рабочих дней произвести очень глубокую и результативную работу.
Другое принципиальное отличие живых мероприятий с интенсивной программой — возможность использовать инструменты, недоступные в других форматах. Семинары и курсы хотя и подразумевают некоторую практику, большая ее часть происходит на когнитивном уровне. В основном, все сводится к тому, чтобы провести наблюдения, проанализировать результаты и немного поэкспериментировать. Так получается потому, что у психолога-ведущего нет возможности контролировать процесс поведенческого эксперимента, а значит, нельзя давать действительно сложные и серьезные задачи — есть опасность наломать дров. А интенсив тем и хорош, что можно выйти за пределы чисто когнитивного уровня и использовать иные, причем гораздо более эффективные, инструменты психологического воздействия.
Хороший интенсив строится не вокруг теории и объяснений — для этого было бы достаточно лекций, семинаров и курсов. Смысл интенсива в том, чтобы дать участникам возможность получить новый психологический опыт и новые переживания, которые, в свою очередь, приведут к новым осознаниям и трансформации. Такой путь сложнее, чем работа «через голову», но именно в этом ее преимущество — осознание, полученное на собственном непосредственном опыте, затрагивает человека гораздо глубже, чем если оно приобретено в процессе традиционной терапевтической работы.
Таким образом, если индивидуальные консультации — это самый эффективный способ работы в формате один на один, интенсив — это самый эффективный способ работы в формате групповом. И если стоит задача в короткие сроки произвести глубокие изменения для группы участников, лучший способ этого добиться — собрать их вместе, запереть в закрытом пространстве на несколько дней и заставить целиком и полностью сконцентрироваться на поставленной задаче. А если правильно выстроить программу и эффективно использовать доступные в таком формате работы инструменты, то можно свернуть любые психологические горы.
Интенсивы, однако, как и семинары, не предполагают работы на уровне воплощения. Компенсируется это тем, что трансформирующий эффект такого рода мероприятий достаточно сильный, чтобы интеграция полученного опыта в реальную жизнь произошла естественным образом. Однако, ничто не мешает совместить работу в формате интенсива с дополнительными занятиями в формате психологического курса, где и будет происходить встраивание в жизнь и воплощение в жизнь достигнутой трансформации.
* * *
Так что же это такое — хороший психологический семинар? На этом этапе мы разобрали только цели и возможные результаты психологической работы. Но этого уже вполне достаточно, чтобы сформулировать главный принцип добротного психологического мероприятия. Не важно, говорим ли мы о семинаре, курсе или интенсиве, важен конечный результат — произошли какие-то значимые изменения или нет.
Посредственные, поверхностные, не особенно продуманные мероприятия работают на уровне понимания. И хорошо, если это понимание имеет реальную ценность и может лечь в основу последующих осознаний. В лучшем случае, это на тройку. Тогда четверка будет за мероприятие, которое приводит участников к реальному расширению сознания — к глубокому важному инсайту, меняющему восприятие себя и жизни. А по-настоящему хорошее — на пятерку! — мероприятие ставит своей целью и берет на себя ответственность за реальную устойчивую трансформацию и ее интеграцию в жизнь.
«Я понял» — это на тройку.
«Я осознал» — это на четверку.
«Я изменился» — это пять.
«Моя жизнь изменилась» — это пять с плюсом!
А теперь… Внимание, неожиданный поворот!
Пять с плюсом — это, безусловно, здорово. Если психолог готовит и проводит мероприятия на пятерку, честь ему и хвала. Но если нас интересует настоящее масштабирование психологической работы, то пятерки с плюсом недостаточно — нужно научиться делать не просто что-то хорошее, а нечто необыкновенное, незаурядное. И вот об этом в следующей статье — о том, что выводит психологическое мероприятие на принципиально иной уровень и роднит его с настоящим искусством.