Судя по комментариям, некоторые разъяснения, все-таки, требуются. Но, прежде чем вы прочитаете развернутую версию событий, рекомендую все же остановиться и подумать над содержанием прошлой статьи самостоятельно.
Чтение — это активный процесс, а не капельница с информацией, которую можно воткнуть себе в вену и тем самым залить в мозги обновленную прошивку. Стоило отойти от обычной манеры разжевывания материала до состояния детской кашки, и шестеренки в головах затрещали, не справляясь с нагрузкой.
Статья действительно была написана не для читательского развлечения, и тем, кто ищет лишь расслабляющего интеллектуального массажа, от нее никакого проку. Есть разница между приятным почесыванием спины и тем, чтобы отправиться в спортзал и начать приводить в порядок свое тело.
Так вот, в качестве тренировки, если оно вам все-таки интересно, попробуйте разобраться и ответить на главный вопрос: что именно в статье названо «дерьмом»? И не поддавайтесь на привычные стереотипные догадки, мол, это социальные отношения, эгоизм или что-то подобное. Здесь не так все очевидно. Без понимания главной метафоры весь текст, естественно, разваливается. Быть может подсказка в тексте дана не так явно, как мне казалось, но она там есть. И «Эго» — это не ответ, это просто обозначение того, вокруг чего все крутится, но суть в другом месте. Попробуйте!
А с этого места начинается спойлер. Втыкайте капельницу, откиньтесь на спинку кресла и расслабьтесь…
Начнем издалека. В статье идет речь об одной чрезвычайно важной штуке, которую мало кто замечает. Быть может, это даже самая важная штука из тех, которые рассматривались здесь на сайте до сих пор. С одной стороны, разглядеть ее непросто, с другой — не видеть и не знать о ее существовании так же удивительно, как не знать о том, что у вас есть нос.
Это, кстати, очень хорошая аналогия. Когда мы смотрим на мир «из глаз», нос сужает поле нашего зрения — перекрывает обзор. Но самого носа, как такового, в поле зрения нет — есть только темный провал между глазами, к которому мы так привыкли, что даже его не замечаем. Нам кажется, что мы видим непрерывную картинку на 180 градусов вокруг, но если обратить внимание, то провал все-таки есть. Слепая зона в самом центре восприятия.
Если бы в нашем мире не было зеркал и не было возможности ощупать свое лицо руками, то о существовании носа мы бы ничего не знали, и это слепое пятно было бы для нас еще менее заметным. У нас бы даже не было отдельного слова для обозначения этой штуки, которая перекрывает нам обзор. И это бы нас совершенно не заботило, потому что никто никогда не смотрел на мир иначе: у всех одно и то же темное пятно посреди поля зрения, значит, так оно и должно быть. Другой, более полный, взгляд на мир в этой ситуации мог бы появиться только у того, кому во время охоты какой-нибудь хищник откусил бы нос.
И теперь представьте, что этот безносый товарищ обнаруживает, когда боль прошла и рана зажила. С одной стороны, его поле зрения расширилось — это понятно и очень приятно. Он бы даже получил таким образом некоторое конкурентное преимущество, потому что видел бы теперь то, чего не видят другие. Но гораздо важнее другое — имея опыт двух разных взглядов на мир, он бы обнаружил, в чем между ними разница, — он бы впервые в своем племени или всем человечестве осознал, что раньше у него было огромное слепое пятно в самом центре зрительного поля.
Да, оно там было всегда, и оно там есть у всех. Но никто этого толком не осознает. Пятно отфильтровано мозгом как незначимая неважная для выживания информация. Издержки геометрии черепа, которые можно игнорировать. И в итоге никто не придает этому значения.
Теперь представьте, что этот безносый человек, совершив свое открытие, пытается им с кем-нибудь поделиться. Он подходит к вождю племени и пытается объяснить, что, оказывается, у нас есть слепая зрительная зона в самом-самом центре восприятия. Вождь его слушает и пытается себе это представить, но у него ничего не получается. Он даже пытается увидеть это слепое пятно, но с этим тоже ничего не выходит — на то оно и слепое. Это что-то такое, чего нет, а не то, что есть, но просто незаметно. Нельзя увидеть то, чего нет. Но при этом слепое пятно есть. Парадокс.
Закончится это все тем, что безносого выгонят из племени или сделают шаманом за его странные мистические рассказы о слепом пятне.
Идем дальше. Много раз в статьях рассматривался вопрос темной стороны души — тех некрасивых и неприятных свойств, которые мы не хотим в себе видеть и признавать. Не проводите сейчас параллель с носом и слепым пятном — это не о том.
Полагаю, многие даже пробовали к этой теме подступиться на практическом уровне: выискивали и выписывали свои недостатки, пытались проследить их в своей жизни. Хорошая нужная работа, которая выводит сознание на новый уровень честности. Но опыт показывает, что во всей этой работе чего-то не хватает: что-то ускользает от внимания, отчего никаких кардинальных перемен вся эта схватка с Тенью не приносит. Только маленькие тактические победы, но война от этого не прекращается.
Фокус в том, что изучая свои недостатки, мы не видим того, что лежит у нас «под носом». Выполняя эту работу, мы не отдаем себе отчета, что наше поле внутреннего зрения перегорожено огромных размеров слепым пятном. Мы видим все — все свои темные тайные штучки, но мы не видим главного — слепого пятна. И происходит это по той же причине, по которой мы не замечаем своего носа, — во-первых, никто этой штуки не видит, во-вторых, ее нельзя увидеть в буквальном смысле, пока нам ее кто-нибудь не откусит.
Речь вот о чем. Мы никогда не обращаем пристального внимания на механизм, с помощью которого мы от своих недостатков прячемся. Мы принимаем это свое свойство как некую данность, с которой ничего нельзя сделать, а можно лишь противопоставить ему хорошую качественную психологическую работу. Механизм вытеснения вытесняет, а мы старательно вытаскиваем это обратно, и надеемся, что если удастся отточить технику самоанализа, то мы сможем однажды прийти к полной осознанности и внутренней чистоте. Но механизм вытеснения тоже не стоит на месте и спокойненько продолжает себе работать, сливая в трюмы все больше психических отходов, потому что на него никто даже не обращает внимания. Человек занят борьбой с бесконечными последствиями, а причина и источник проблемы остается вне поля зрения и внимания — беспроигрышная позиция!
Механизм вытеснения — это не бессознательный автоматизированный процесс, являющийся неотъемлемым свойством психики, это доведенный до полного автоматизма сознательный самообман. Не бессознательное прячет от нас наши недостатки, это мы сами по своей капризной воле отказываемся смотреть туда, куда нам смотреть не хочется. А психология тут оказывает дурную услугу, подсовывая удобное объяснение, позволяющее снять с себя всякую ответственность за свое вранье, мол, это все бессознательное виновато. Мы бы и рады знать о себе все, да психика так устроена, что не дает нам этого сделать. Ай-ай-ай, плохая психика!
Вот где настоящая проблема. Мы готовы признать тысячу своих недостатков, но при этом не видим самого главного своего изъяна — своей лживости, своего нежелания знать правду. Даже когда мы занимаемся психологией и декларируем чистоту своих намерений, мы продолжаем себе врать, только теперь еще более тонко и изощренно. Мы не хотим знать правду и не хотим себе признаваться, что мы этого не хотим. Вот причина всех поражений в психологической работе. Мы вытаскиваем на поверхность сознания ровно столько правды о себе, чтобы поддерживать у себя ощущение, что работа идет, но все это делается только для того, чтобы себя успокоить и еще качественнее замаскировать свой главный обман.
«Дерьмо» из прошлой статьи — это наше слепое пятно, наш адский механизм самообмана, который мы просто-напросто не замечаем и принимаем его как некую данность. Мы пытаемся сражаться с вытеснением, но в действительности мы делаем все, чтобы этого не делать. Мы достаем то, что когда-то спрятали, но совершенно не готовы прямо посмотреть на саму привычку прятать.
И вся наша жизнь действительно пропитана этой лживостью. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спрятаться. Наш психический центр тяжести — это не то наше сознание, которое выполняет психологические раскопки, это та наша часть, в которой мы отказываемся себе признаваться — это вечный страх перед жизнью и все возможное и невозможное, что мы делаем, чтобы от него убежать. И этот механизм так хорошо отлажен, что мы даже не догадываемся о том, что он есть.
Дьявол сидит в нашем любимом кресле, а мы его не видим и только удивляемся: откуда это в доме дурной запах?
То прозрение в рассказе — это не осознание частных своих недостатков, не понимание эгоистичной природы социальных отношений, не какая-то мистическая чушь про просветление и Эго, которого на самом деле нет, это все про внезапное обнаружение слепого пятна — огромной жуткой дырищи в самом центре нашего восприятия, которую мы совершенно не замечаем.
Наш главный самообман — это вера в то, что мы хотим избавиться от самообмана. Мы делаем вид, что стремимся к правде, что мы все понимаем, хотим стать осознанными, хотим перестать себе врать, но делаем все, чтобы избежать раскрытия главной иллюзии — мы не хотим настоящей правды.
Потому что это слишком больно.
И потому что вся налаженная жизнь тогда полетит к чертям.
И мы это знаем. И не хотим этого знать.
P. S.
Рассказ, который многие посчитали омерзительным негативизмом, — это самая жизнеутверждающая статья из всего, что есть на этом сайте. И если вы этого до сих пор не видите, значит, вагон с дерьмом до вас еще не доехал, увы.