На днях на очередном занятии нашей тайной психологической секты группы у нас зашел весьма интересный разговор о смысле жизни. Последнее время у нас там вообще темы довольно интересные всплывают — то о страхе смерти говорим, то экзистенциальное одиночество обсуждаем, а теперь вот до смысла жизни докатились.
Ответ на главный вопрос обо всем мы конечно же не нашли — куда нам! — однако набрели на одну очень любопытную догадку, которая кому-то может показаться очевидной, а кому-то поможет сдвинуться с мертвой точки.
Писать об этом целую статью вроде как и не собирался, но так уж получилось… Хочу только предупредить, что нижеизложенное — это пока лишь хорошая догадка, предощущение, а не кусок хорошо прожаренного переваренного опыта. А записываю я это, чтобы и самому идею не забыть, и может обсуждение какое-то спровоцировать.
Собственно говоря, идеи даже две. Первая состоит в том, что есть два уровня заблуждения относительно смысла жизни. На самом простом уровне, когда мы живем по-наученному, правильный путь в жизни кажется нам ясным и понятным — получить образование, найти работу по душе, создать семью, родить детей, сделать карьеру, стать президентом… В общем, простой и очевидный сценарий, которому глупо было бы не последовать.
На этом этапе полной психологической незамутненности мы все свои силы бросаем на выполнение социальной программы. Кому-то она дается проще, кому-то сложнее, и тут мы уже можем предварительно оценить, насколько наша внутренняя предрасположенность соответствует социальному стереотипу. Обычно, у тех, чей зов души не сильно идет вразрез с традиционными социальными ценностями, в этой самой социальной жизни все складывается легко и просто, как будто само собой.
И эти люди обычно проживают довольно простую жизнь, со своими радостями и невзгодами, но безо всяких терзаний о смысле жизни и других экзистенциальных проблемах… и это не потому, что мозгов им для этого не хватает, а потому что они находятся на своем месте, а значит их и не должны волновать все эти вопросы. Ведь они возникают только, когда человек заблудился, пошел не своей дорогой и находится на грани психологической гибели.
Но есть и другие люди — те, кому традиционный социальный образец не очень подходит. Это не делает их «особенными» и уж тем более не подразумевает, что они чем-то лучше всех прочих. Они просто другие, и эта инаковость создает им кучу проблем. Мало того, что в социальной жизни у них не больно-то хорошо все ладится, так им еще душа раскаленные гвозди в мозги втыкает, заставляя задумываться о своем месте под солнцем, о скорой смерти, о смысле и бессмысленности существования.
И вот как раз здесь происходит интересная штука. Философские изыскания вызываемые чувством собственного несоответствия традиционным ценностям рано или поздно приводят к закономерному открытию — всякие ценности относительны. И когда для человека становится очевидным, что те представления о жизни, под которые до сих пор никак не получалось подстроиться, не имеют под собой никакого основания, кроме всеобщего сговора, тогда он обретает окрыляющее чувство свободы ото всех оков.
Если больше не нужно соответствовать образцу, то наконец-то можно позволить себе выстраивать свою собственную систему координат и наконец-то жить так, как всегда того хотелось. И это высвобождает огромное количество энергии, которая до этого тратилась на бесплодные попытки прогнуть себя подо все эти социальные стереотипы. Теперь эта энергия может быть направлена в творческое русло, и, зачастую, именно эти люди привносят в нашу жизнь какие-то действительно ценные инновации и к тому же получают от этого хорошие дивиденды.
Но вот что интересно. Человек, которому от рождения суждено быть другим, пытаясь вписаться в среднестатистическую картину жизни, все время испытывает то самое экзистенциальное томление — чувство пустоты своего существования. А когда его вдруг осеняет, что причина томления кроется в несоответствии общему образцу, и что сам этот образец есть чистая фикция, тогда ему начинает казаться, что он разгадал загадку всей жизни и теперь знает — смысла нет вообще.
И, казалось бы, это должно избавить его от чувства пустоты — ведь, если ничему соответствовать больше не нужно, значит нельзя и страдать от несоответствия. Но вот тут-то и происходит казус — чувство пустоты никуда не исчезает! Это и есть второй уровень заблуждения. Идеалы и стереотипы рухнули, вера в универсальный смысл жизни иссякла, но душе от этого легче не становится — вопреки логике, она так и продолжает изнывать от тоски по чему-то то ли утраченному, то ли еще не обретенному.
И если раньше человек сталкиваясь с чувством пустоты, пытался заполнить ее социальными свершениями — семьей, карьерой, властью и сексом, то теперь, когда социум с его правилами и стереотипами ему больше не указ, человек, ощущая все ту же пустоту, заполняет ее погоней за развлечениями.
Да, он больше не верит социальные идеалы, но он все так же нуждается в каком-то наполнителе для своей жизни, и в итоге он фактически продолжает заниматься тем же самым, что и все вокруг — то ли развлечения ради, то ли из потребности делать хоть что-то, лишь не загнуться от тоски.
Раньше в его жизни был смысл. Ложный, но все-таки какой-то смысл. Теперь ложные идеалы повергнуты, и человек оказывается в еще худшем положении — ему больше некуда спрятаться от своих демонов, поскольку сам свои щиты и разрушил. Душу ему теперь греет только одна мысль — что он умнее всех этих заблудших овец, которые довольны своим социальным стойлом. Но кто из них счастливее — это еще нужно посмотреть.
Отсюда, собственно, и первая идея — никакого общечеловеческого смысла у жизни нет. Однако это не снимает той проблемы, что каждый из нас, тем не менее, должен найти свой собственный строго индивидуальный смысл жизни.
Выкинуть на помойку ложные идеалы легко — не велика доблесть. Гораздо сложнее после этого не застрять в своей гордыне и признать, что отказ от проторенной дорожки не делает человека особенным и необыкновенным, он лишь делает его еще уязвимее, и проблема поиска смысла жизни встает перед ним гораздо более остро.
И где-то в этот момент пытливый ум должен задать вопрос — а как все-таки найти этот самый индивидуальный смысл жизни? И это подводит нас ко второй интересной идее.
Обычно, когда мы задумываемся о том, чему бы такому себя посвятить, мы сталкиваемся со страхом — а вдруг я выберу что-то не то? Вдруг я посвящу жизнь не тому делу, для которого я был рожден? Вдруг у меня талант в какой-то другой сфере и тогда все мои усилия будут напрасны? А жизнь-то одна — второй раз выбрать не дадут!
И этот внутренний монолог мы можем продолжать всю свою жизнь, заканчивая каждый раунд промежуточным вердиктом — «Сейчас пока ничего делать не буду, надо еще об этом подумать на досуге, а пока займусь делами насущными». Наш ум очень боится неопределенности, и если мы не можем найти однозначного ответа, нам очень трудно сдвинуться с места и выбрать хоть что-нибудь, и потому мы снова и снова откладываем решение до лучших времен — вдруг когда-нибудь точный ответ найдется?
А заканчивается это тем, что год за годом мы проживаем свою жизнь с чувством непрекращающегося «промежуточного этапа». Нам все время кажется, что настоящая взрослая жизнь ждет нас где-то впереди, а пока что нам надо набираться уму-разуму и присматривать себе местечко получше.
И именно это делает нас вечными детьми, которые так и не определились, кто они есть и для чего живут. И нам остается лишь смотреть большими восхищенными глазами на взрослых — тех, кто чудом или большой кровью нашли свой путь и свое место под солнцем.
Вероятно, только это и делает человека по-настоящему взрослым — посвящение себя какому-то пути или делу… и не обязательно великому.
А ответ на вопрос, чему же именно себя посвятить, скорее всего до обидного банален: не важно, чему, главное — посвятить.
@Странник
Спасибо за… хотя мне кажется, что чему бы в конце-концов себя не посвятил, оно в итоге и приведет к тому, что вы называете служением (Богу, всем и вообще). По-крайней мере, я имел в виду именно такое посвящение.
@Magnolia
Делать, что нравится — это подразумевается само собой. Если не важно, чему себя посвящать, если нет погони за великими свершениями, тогда единственный ориентир, который остается, — это именно то, что мне нравится и хочется прямо сейчас.
Та реплика про “не важно, чему” бьет по другой цели — против того, чтобы фантазировать о единственном и неповторимом своем призвании, которое обязательно надо вычислить, прежде чем отдаваться ему.
А на практике же, наше призвание в том, к чему призывают нас наши текущие желания. Как ты и говоришь.
Единственный момент, который к этому пытаюсь сейчас добавить, что помимо сиюминутных призваний, человек, вероятно, нуждается в некой константе — в какой-то генеральной линии, вокруг которой будут кучковаться все прочие желания и ради которой, от некоторых желаний не жалко будет отказаться.
А мне кажется важно, чему посвятить себя – тому, что нравится делать на данный момент.
В жизни часто увлекаюсь многими делами одновременно. Раньше меня раздирало на части, что выбрать из того что мне нравится, чему себя посвятить, вдруг я не тем занимаюсь, а надо тем.
И тут меня озарило, а зачем вообще что-то выбирать? Если мне нравится и это и это, то почему бы не посвятить себя этим делам одновременно. И конечный результат-то не так важен, ведь нравится сам процесс.
Насчёт идеи “никакого общечеловеческого смысла у жизни нет” пара мыслей: просто для понимания – жить с пониманием бессмысленности своего существования человечество может, да. Но как-то это несерьёзно. И неловко? Вроде не бактерии. Цели (пусть будет “смысл”) должны быть и у человечества, и у каждого индивида – глобальные и частные. К глобальным можно (например) отнести решение общечеловеческих проблем всем миром. Расшифровка генокода, оценка этого генокода у партнёров перед заведением потомства, борьба с глобальными болезнями, опять же. Вот только для этого половине человечества придётся слезть с шеи другой половины человечества, и заняться, наконец, важным и нужным делом, а не реализация псевдопотенциала “яжмать”. Да и про политические границы придётся забыть – тоже непросто. С личными целями (смыслом) – те же, только в профиль. После общего образования (читать, писать, считать) личинку человека можно спрофилировать исходя из её наклонностей – хочу, могу, буду.
Правильно написали как-то – “человечество должно иметь страшную трагедию в прошлом, и страх наказания в настоящем – чтобы идти”.
Понятное дело – всё выжимки из общечеловеческого опыта, не мои мысли.
Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, тот должен быть назван рабом. (с)
Задаваться этим вопросом начинаешь когда очень много свободного времени…
Мы все впряжены в механизм человеческого бытия, с устоявшимся образом мышления, понятий, оценок, правил, требований, стандартов. Это все облегчает жизнь, но делает нас и наши переживания похожими. Отсутствие внутренней свободы и страх перед поступками нестандартными лишает нас вкуса жизни, порождает тоску и заставляет задумываться о смысле жизни. Сам процесс задумывания над этим вопросом – результат общественного психоза, порожденный всевозможными страхами перед школой, законом, государством, родителями и проч. Нужно просто делать то, что хочется. Вот тогда и появится вкус к жизни. А думать над смыслом жизни все равно что думать над смыслом дивана(он для того, чтобы сидеть на нем, лежать, спать, смотреть телевизор).
Река сознания течет по руслу смысла пока не впадет в океан.
Олег прав. У кого все прекрасно и хорошо, тому просто некогда думать о смысле жизни. Но для остальных задача становится намного сложнее, но и вознаграждение за это " нахождение" мне кажется стоит большего. Здесь не хочу говорить про какую то особенности личности, просто разрыв от любых оков ведет к постоянной свободе, которая не зависит от внешних обстоятельств, и это скорее награда чем наказание.
Другой вопрос как найти это, и возможно ли это сделать…..хочется верить что человеческий разум безграничен и мне кажется что все возможно)))
@Ася
пример про посуду -это вы великолепно придумали))
“Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней” (Э. Фромм)
@jarofed
Спасибо большое! Ждала полгода!
@Magnolia
2.0 – это версия
Смысл жизни? Это очень просто (вариант формулировки).
Все мы знаем – без движения жизни не существует.
Колонии вирусов могут двигаться и жить, и могут образовывать кристаллы – превращаясь в неживую материю.
ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ («деятельное движение», деятельность).
Для живого существа целесообразны лишь два вектора движения:
1. Деятельность, СМЫСЛОМ которой является укрепление своего благополучия.
2. Деятельность, смыслом которого является уничтожение собственного благополучия (по ошибке и недомыслию).
Оба они постоянно присутствуют в реальной жизни.
Третьего не дано!
Если РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ВЕКТОР направлен в сторону благополучия – живое существо, в данный период, стабильно жизнеспособно (способно к длительному существованию и развитию).
Жизнь способна развиваться лишь
В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ, СМЫСЛОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ РОСТ БЛАГОПОЛУЧИЯ.
– Это и есть ОБЩАЯ ФОРМУЛА СМЫСЛА ЖИЗНИ для ЛЮБОГО ЖИВОГО СУЩЕСТВА.
-Исполняй или умри.-
Vladimir Rakviashvili.
– А что такое 2.0?
А что такое 2.0?
Плюшевый мишка всё умеет. Просто некоторые взрослые об этом забывают.
Смысл жизни человечества известен толко его творцу, если такой имеется. А вот смысл Вашей личной жизни зависит от Вас. это же 2Х2=4)))
Все эти размышления о смысле жизни – взрослое ребятничество. В детстве мы облачали игрушки нереальными свойствами и способностями, теперь вот, когда игрушки стали неинтересными, взялись за человека… А плюшеввый мишка как не умел думать и защищать от кошмарных снов так и не умеет. А в жизни человеческой как не было никакого “глубокого смысла”, так и нет.
Люди рождаются и умирают – это скорее естественное развитие событий, чем какой-то замысел.
Забавно, ко всему, о чём здесь написано, я пришёл своим умом. Сделал такие же выводы.
Когда читал статью — улыбался, потому что это было так похоже на те слова, которые я говорил своим знакомым в этаких философских беседах поздно вечером :)
И да, в конце-концов я пошёл и сделал. Посвятил своё время, ум и средства одному делу. И продолжаю это делать сейчас. Но подвешенное состояние не исчезло, оно всегда было со мной, пусть и отдалившись. И я понимаю, что пойти и начать делать — это был первый шаг на ступень :)
Мне кажется, что это может происходить ещё и по другой причине. Когда в детстве родители постоянно твердят: не трогай, испортишь, не берись, у тебя не получиться. Остается привычка. Человек не пытается ничего даже просто попробовать. Он ищет именно мысленно только то, на что считает себя способным. А, не попробовав, не выявишь ни способностей, ни талантов, ни пристрастий.
А многим хочется “обязательно великому”, даже если не можеться. И тут уже – или всё или ничего :)
И, кстати, именно потому, что вот это “посвятить себя” звучит, как “навсегда” (как будто нельзя передумать, перерасти) у ума от страха “глаза увеличиваются”. А продумав, как это трудноосуществимо, человек не берётся даже пробовать.
Примерно как, если бы женщина заранее представила себе ту гору посуды размером в пять высоток, которую ей придется перемыть за 40 лет совместной жизни, она бы не пошла в ЗАГС даже под дулом автомата Калашникова.;)
P. S. Если наступит завтрашний день, ещё что-нибудь у Вас почитаю..:)