Типология — это не какие-то «психологические гороскопы», а инструмент психологической работы, без которого невозможно решение хоть сколько-нибудь серьезной душевной проблемы. Психолог, не учитывающий в своей работе типологию — не психолог. А поскольку мы все тут так или иначе занимаемся самолечением работой над собой, нам тоже будет крайне полезно научиться отличать свои конструктивные особенности от глюков, сбоев и невротизмов.

Со сбоями и неврозами нужно бороться, а свою конструкцию — нужно научиться готовить уважать, ценить и использовать по назначению. И, конечно, же это имеет прямое отношение к нашей теме принятия себя и отношений между матерью и ребенком. Типология и, прежде всего, её непонимание — один из тех камней преткновения, которые легко могут пустить жизнь человека под откос.

Содержание

00:00:00 Вступление

Занятие посвящено теме типологии, которая является важной частью курса «Великая мать». Сегодняшний материал послужит основой для дальнейшей работы. Типология — это не абстрактная теория, а практический инструмент, который помогает понять различия между людьми и их психологическое устройство.

00:02:26 Зачем нужна типология?

Типология позволяет осознать, насколько глубоко люди отличаются друг от друга. Даже поверхностное знакомство с ней меняет восприятие себя и других, помогая принимать индивидуальные особенности. Она также отделяет конструктивные черты личности от невротических, что важно для психологической работы и самопознания.

00:22:51 Соционика, Майерс-Бриггс, Юнг

Критика соционики и типологии Майерс-Бриггс как упрощенных и коммерциализированных версий идей Юнга. Настоящая юнговская типология гораздо глубже и изложена в его поздних работах, а не только в книге «Психологические типы».

00:43:20 Психические функции

Юнг выделяет четыре психические функции: ощущение, интуицию, мышление и чувство. Они делятся на две пары: воспринимающие (ощущение и интуиция) и обрабатывающие (мышление и чувство). У каждого человека одна из функций развита сильнее, что определяет его психологический тип.

01:09:12 Интроверсия и экстраверсия

Интроверсия и экстраверсия — это установки сознания, определяющие направленность внимания: интроверты сосредоточены на внутреннем мире, а экстраверты — на внешнем. Эти различия влияют на то, как люди воспринимают реальность и взаимодействуют с ней.

01:14:40 Психологический тип

Психологический тип определяется ведущей функцией (например, мышление или чувство) и установкой сознания (интроверсия или экстраверсия). Остальные функции развиты слабее, особенно подчиненная, которая часто проявляется неосознанно.

01:36:26 Вопросы и ответы – подавленная функция

Подавленная функция — наименее развитая, она работает грубо и неуклюже, подобно неведущей руке. Ее активация требует усилий, но со временем, при развитии сознания, функции могут выравниваться, что способствует психологической целостности.

01:41:02 Разворачивание психологического типа

Психологический тип человека не меняется в течение жизни, но разворачивается, активируя разные функции по мере развития. Сначала ведущая функция (например, мышление) развивается до предела, после чего наступает этап активации других функций (чувство, интуиция, ощущения). Этот процесс приводит к балансу и целостности психики, особенно во второй половине жизни, когда человек достигает самости — равного участия всех функций в психической системе.

01:43:12 Типология и развитие

Типология помогает понять этапы развития сознания. На ранних этапах ведущая функция играет ключевую роль, но со временем её потенциал исчерпывается, и человек переключается на другие функции. Этот переход может сопровождаться кризисами, но именно они стимулируют дальнейшее развитие. Типология также объясняет, почему попытки искусственно развивать подавленные функции на ранних этапах могут тормозить развитие.

01:53:36 Типология и отношения

Взаимодействие людей зависит от их психологических типов. Совпадение типов обеспечивает взаимопонимание, но может привести к скуке. Противоположные типы создают конфликт, который может стать толчком для роста или деградации. Дополняющие типы — наиболее гармоничный вариант, сочетающий развитие и комфорт. Эти принципы применимы не только к романтическим, но и к детско-родительским отношениям.

02:03:39 Типология и принятие себя

Типология помогает осознать, что не существует универсальных стандартов, которым нужно соответствовать. Например, интроверту не стоит стремиться к экстравертному поведению. Понимание своего типа позволяет определить, какие шаблоны полезны, а какие — нет, и избежать бесполезной траты времени на попытки изменить свою природу.

02:20:18 Принятие себя – не цель!

Непринятие себя — это симптом, а не проблема, которую нужно решать напрямую. Цель психологической работы — не просто научиться принимать себя, а завершить текущий этап развития (например, материнский), на котором этот симптом возникает. Только переход на новый уровень сознания позволяет избавиться от непринятия себя навсегда.

02:27:04 Великая мать и её тип

Архетип Великой Матери также имеет психологический тип, который влияет на её взаимодействие с человеком. Например, для эффективного “долюбливания” или преодоления её влияния важно учитывать, через какую функцию (мышление, чувство и т. д.) она проявляется. Без понимания этой конфигурации попытки работы с архетипом могут быть бесполезными.

02:34:26 О курсе «Великая мать»

Курс состоит из двух частей: теоретической (лекции и домашние задания) и практической. Первую часть веду я, вторую — Катя. Теория поможет разобраться в архетипе Великой Матери, а практика — применить знания для решения психологических проблем.

02:36:05 О следующем открытом занятии

Следующее занятие будет посвящено подробному разбору архетипа Великой Матери: его мифологическим и психологическим аспектам, а также проявлениям в реальных отношениях. Это открытое мероприятие, после которого можно принять решение об участии в курсе.