Среди людей, интересующихся психологией и духовным поиском, широко распространено серьезное и опасное своими последствиями заблуждение. Ранее этот вопрос уже затрагивался в разных статьях, но, вообще-то, он заслуживает самостоятельного подробного рассмотрения.
Речь о ситуации, когда описание внешних атрибутов, например, психологически здорового человека воспринимается буквально, как руководство к действию, и усилия в фактическом достижении душевного здоровья направляются по ложному следу, подменяются его имитацией.
С самого детства нас учат: «Хороший мальчик не дерется!», «Хорошая девочка помогает родителям!», «Хороший человек делает добрые дела!» И до поры, до времени мы даже не задаемся вопросом: а так ли оно нам нужно становиться этим «хорошим человеком»? Мы просто чувствуем, что это имеет для нас какое-то принципиальное значение, и ищем возможность достичь сей благородной цели. И здесь наш детский ум определяет следующий шаг: если хороший мальчик не дерется, значит, надо перестать драться; если хорошая девочка помогает родителям, значит, надо помогать родителям; а чтобы числиться хорошим человеком надо начать творить добро. Логичный вывод для пятилетнего ребенка… но ирония в том, что этой же логики человек потом придерживается до самой смерти, все так же безнадежно стараясь быть «как хороший», вместо того, чтобы «стать хорошим».
Вопрос о том, можно ли вообще стать хорошим, здоровым, пробужденным, или нельзя, оставим сейчас за скобками. Вопрос о том, нужно ли становиться таким замечательным, тоже пока отложим. Суть не в этом. Сейчас нам важен другой момент — тот способ, которым мы пытаемся достичь подобных целей.
По большому счету, объяснять природу этого заблуждения не очень-то и нужно — здесь все и так очевидно. Художника художником делают не кисточки и не мастерская техника рисования, а специфический душевный порыв, который через кисти и тонкое визуальное чутье вырывается наружу в виде очередной картины. Поэтому сколько кисточек ни покупай, сколько ни учись рисовать, художником от этого не станешь.
Можно обустроить свой быт, как у настоящего художника: обставить дом мольбертами, измазать все вокруг красками, отрезать себе ухо и изображать смертельные творческие муки. Можно даже научиться рисовать сносные картинки, и может быть, кто-нибудь даже купится на весь этот антураж и начнет звать вас Художником. Но если за всей этой показухой нет какой-то неуловимой художественной сути, то вы так и останетесь обманывающим себя и потому вечно разочарованным иллюстратором.
Все то же самое можно сказать про любую другую сферу знаний или человеческой деятельности. Быть «как Мастер» не значит, «стать Мастером». Это всем понятно. Не всем понятно другое: то, что старательная имитация «мастерских» атрибутов не только не приближает достижение настоящего мастерства, но отдаляет его и, пожалуй, вообще отрезает все пути к его достижению. Имитация мастерства — движение в обратном от истинного мастерства направлении.
В эту ловушку попадаются практически все, потому что наш ум любит простые ответы в духе «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» А еще потому, что все вокруг, начиная с родителей, вполне довольствуются этой самой имитацией «хорошести» и, по большому счету, именно ее от ребенка и требуют. То ли в силу чистого эгоизма, то ли в силу искреннего заблуждения, они тоже верят, что имитация правильного поведения достаточна, и что она ведет к коренной психологической трансформации, надо лишь приложить достаточные усилия… и ремень по заднице им в помощь.
Так или иначе, мало кто задумывается о том, каким образом достигается то ли иное состояние бытия (и достигается ли оно вообще), все просто пытаются решить эту задачу в лоб — попытками модифицировать свое поведение по заданному образцу, в надежде, что затем новая модель поведения каким-то образом укоренится, пустит ростки и однажды принесет плоды.
В сфере практической психологии и духовного поиска это имеет самые неприятные последствия. Например, про психологически здорового и взрослого человека можно с уверенностью сказать, что он никогда ни на кого не обижается, никогда не жалуется на жизнь и твердо знает, что никто ему ничего не должен. Что нам дает это описание в практическом смысле?
Уже упомянутая наивная детская логика тут же предлагает готовое и очевидное решение: нужно просто перестать обижаться, перестать жаловаться и перестать думать, что кто-то что-то должен. Отлично! Но как все это «перестать» на практике? И здесь тоже есть свой “детский” ответ, который часто принимается за проявление взрослой ответственности: надо проявить волю и твердость характера! Надо сильно постараться, и все получится! А на практике это значит, что в следующий раз, когда у человека возникнет чувство обиды, он напомнит себе, что ему нужно бороться со своей обидчивостью, постарается не дать ей ходу, и изо всех сил будет делать вид и вести себя так, как будто не обижен. Королевский, как говаривал Фрейд, путь к язве желудка!
Заблокировать проявление «неправильных» эмоций — это далеко не то же самое, что не иметь этих эмоций вообще. И сколь старательно и сколь долго их ни блокируй, они не перестанут от этого возникать снова и снова. Точно так же и в обратной ситуации, когда человек пытается сымитировать наличие у себя «правильных» мотивов, в то время, как в действительности они у него отсутствуют. И сколько ни старайся делать добрые поступки, чуда не произойдет, и добрее человек от этого не станет. Вся эта стратегия ведет лишь к наработке имитационных навыков: этакого социального артистизма, которым потом люди хвалятся друг перед другом, выставляя напоказ свои «духовные подвиги».
Путь к достижению всех этих чудесных человеческих качеств лежит совсем в другой стороне. А если еще точнее, эти душевные свойства, приписываемые психологически здоровому человеку, являются побочным эффектом внутренней работы, которая проходила в совершенно другом месте и совершенно в другом направлении. Нет никакой возможности перестать обижаться, стараясь перестать обижаться. Но если человек не гонится за показушными атрибутами, а внимательно и с интересом исследует темные уголки своей души, изучает себя, то однажды оказывается, что хотя он к этому и не стремился, но уже пару лет ни на кого не обижался. Причем, скорее, это заметят окружающие, чем он сам — потому что его и не волновал этот вопрос.
Это очень похоже на два способа поддержания порядка дома: можно чаще убираться, а можно меньше сорить. Так вот, «чаще убираются» грязнули, которые хотят выглядеть чистюлями. А настоящие чистюли просто меньше сорят и им не нужно так уж мучаться с уборкой. И отсюда очевидно, что как ни старайся чаще убирать квартиру, чистюлей от этого не станешь… хотя для не очень внимательного наблюдателя разница может оказаться не очевидной: дом в обоих случаях будет чистым. Вопрос в том, как тогда чистюля стал чистюлей? И что же тогда делать грязнуле? Подумайте!
В этом и состоит проблема — слишком уж часто возникает ложное предположение, что добрый человек стал добрым, практикуя доброту, что человек, не жалеющий себя, научился этому, запрещая себе себя жалеть, что честный человек стал таковым, запрещая себе врать… и так далее. Но если бы у вас была возможность внимательно препарировать жизнь и мотивы такого человека, вы бы обнаружили, что даже если раньше он был как все, то добрым, сильным и честным он стал, каким-то совершенно иным способом. Те усилия, которые фактически принесли плоды в виде здоровых душевных качеств, не были направлены на их достижение.
Все самое лучшее, что вы видите в других людях и чем хотите обладать, не может быть достигнуто лобовой атакой. Ни единого шанса. Все самое лучшее в человеке обретается в форме приятных побочных эффектов куда менее приятной внутренней работы, цель которой далеко не в том, чтобы стать лучше. Заглянув за кулисы, вы обнаружите там смирение. Результат того самого горького отчаяния, которое более слабого человека привело бы к самоубийству.
Что там говорят про великих людей? Воин не имеет чувства собственной важности, даосский совершенномудрый не совершает усилий, христианский святой любит всех вокруг и всегда подставляет вторую щеку. Попробуйте-ка реализовать эти качества в своей жизни!
Нет ни единой возможности сделать шаг, который бы не укреплял вашу личностную значимость. Все, чего можно добиться, сражаясь с собственной важностью, это полнейшее оцепенение, полный отказ от всякого действия, который кажется единственным способом перестать раскачивать маятник. Но эта попытка замереть, не шевелиться и не дышать раздувает важность ничуть не меньше, чем самое беззастенчивое хвастовство перед широкой публикой.
И то же самое можно сказать про борьбу с усилиями, которая проповедуется духовными искателями. Как можно сделать хоть шаг, не приложив усилий? Как можно прилагать усилия к борьбе с усилиями, не прилагая при этом усилия? Тоже замереть и не двигаться? Этим часто и занимаются закоренелые медитаторы, в надежде, что это выведет их за рамки личности, хотя чем дольше они так сидят, тем заметнее их прожигающее дырку в полу Эго.
Невозможная задача! Как и все прочие попытки улучшить себя прямым волевым усилием. Этот способ самосовершенствования не работает!
Но не ждите здесь подсказки — смысл статьи не в том, чтобы указать «правильный способ», потому что проблема вообще не в способе, а в цели. Цель определяет средства и достигаемый результат. И если ваша цель в том, чтобы улучшить себя, стать хорошим человеком, заслуживающим больше любви и признания, то вы уже обречены на одинокую старость с кучей психосоматических заболеваний и в окружении людей, которые испытают тайное облегчение, когда вы умрете.
Попробуйте перестать заботиться о том, чтобы себя улучшить, — поищите лучшее применение своим усилиям… и вероятно, забыв навсегда об этой задаче, вы однажды обнаружите, что окружающие теперь равняются на вас и хотят стать «как вы».
Если нет никакой возможности победить собственную важность или хотя бы даже просто с ней сразиться, если нет никакой возможности восстать против личностных усилий, если нет никакого действенного способа стать лучше, то единственный выход, который остается, — вынести это все за скобки. Если задача неразрешима, нужно перестать ее решать!
Почему бы не заняться уже чем-то другим?