Люди, сталкивающиеся с психологическими проблемами, делятся на две большие категории. Первые в целом удовлетворены жизнью, но столкнулись с психологическим затруднением в какой-то отдельной сфере своего бытия. Вторые, наоборот, могут быть удовлетворены отдельными аспектами своего существования, но в целом свою жизнь оценивают как несчастную, неудавшуюся. Цели и методы психологической работы для этих двух категорий граждан сильно отличаются.
Первые нас сейчас не очень интересуют — с ними все просто. При общем довольстве жизнью, решение отдельной психологической проблемы не является чем-то сложным. Зачастую достаточного одной консультации, чтобы вернуть жизнь в прежнее русло удовлетворенного забытья.
А вот со вторыми все гораздо сложнее и интереснее. Если в первом случае достаточно выдернуть один сорняк из ухоженного цветника, то здесь ситуация обратная: приходится спасать чахлый цветок, загибающийся среди репейников.
В техническом плане работа выполнимая, ничего сверхсложного. Трудность в том, что эту спасательную операцию практически невозможно провернуть самостоятельно: нужен кто-то извне, кто-то не вовлеченный в привычную жизненную ситуацию, кто станет ориентиром и обеспечит точку опоры на самых первых этапах работы. Дальше, когда отрыв от прежней почвы уже состоялся, проще — основную часть работы можно выполнять вполне автономно. А еще дальше — автономия вообще становится принципиальным требованием, без которого дальнейшее психологическое развитие невозможно.
Современная практическая психология отлично расправляется с пациентами первой категории и дает хороший начальный рывок для страдальцев второй категории, но вот дальше неизбежно возникают проблемы. Там, где требуется более глубокая и продолжительная работа, психология спотыкается, не выдерживая требований современного ритма жизни и конкуренции с алкоголем, когда требуются наилучшие результаты в кратчайшие сроки.
Нельзя сказать, что у психологии нет эффективных инструментов для более серьезной долгосрочной работы. Инструменты есть, но как-то так получается, что наибольшее распространение сегодня имеет экспресс-психотерапия и различные тренинги скоростного личностного роста. Очевидно, это проблема спроса и предложения: психологам, желающим быстро и надежно заработать на свой кусок торта, гораздо проще следовать требованиям рынка, чем формировать спрос на серьезную психологическую работу, рискуя остаться ни с чем.
Единственное, что предлагает современный рынок психологических услуг, человеку, заинтересованному в глубокой работе над собой, это долгосрочная индивидуальная терапия, которая обходится (не)предсказуемо дорого. В больших городах можно найти альтернативу в виде регулярных групповых занятий, но, во-первых, такие психологические группы не очень распространены, а, во-вторых, они часто ориентированы на психологическую поддержку вместо психологической работы. В итоге, последнее, что остается, — это самостоятельное изучение психологии и такая же самостоятельная работа над собой.
Само по себе это неплохо: самостоятельная работа хоть и идет медленнее, но обычно приносит лучшие результаты. Да и вообще решение проблем методом грабель и шишек себя обычно оправдывает, поскольку на каждый правильный ответ позволяет узнать десять неправильных, что бывает очень полезно в дальнейшей работе. Главный минус этого пути — время… очень много времени на перебор заведомо неправильных вариантов.
Когда такую самостоятельную работу проделывает будущий психолог, каждая набитая шишка идет в зачет его будущего профессионализма, но когда этой дорогой идет человек, не собирающийся заниматься вправлением чужих мозгов, многие шишки пропадают впустую, а иногда и просто мешают дальнейшему продвижению. Очень трудно сохранить уверенность в своих силах и рабочий настрой, когда раз за разом продолжаешь “наступать на грабли”.
Вот здесь бы и пригодилось мнение более опытного человека, или хотя бы другого такого же самокопателя, но для этого в нашем мире нет никакой широко распространенной инфраструктуры. Каждый здесь вынужден самостоятельно искать попутчиков все тем же бестолковым методом многих проб и постоянных ошибок. И это не единственная проблема, с которой придется столкнуться.
Точка отсчета
Невозможно приготовить блюдо, которого никогда не пробовал на вкус. Ну то есть, конечно, можно работать в МакДональдсе и готовить по стандартной технологии из стандартных ингредиентов стандартные гамбургеры, ни разу не попробовав их на вкус. Можно, но к кулинарии это уже не имеет никакого отношения. Чтобы приготовить вкусный борщ, нужно сначала съесть не одну тарелку этого борща: только тогда появится и зафиксируется некая точка отсчета, на которую можно будет ориентироваться в дальнейших кулинарных изысканиях. А при большом рвении можно даже стать шеф-поваром и научиться готовить борщ на порядок более вкусный, чем тот, с которого все начиналось. Но начинать все равно придется с борща, приготовленного чужими руками по чужому рецепту.
Не тешьте себя иллюзией, что у вас сходу получится найти равновесие в своих внутренних перекосах и противоречиях. Вы неизбежно столкнетесь с тем, что на начальном этапе вам необходим ориентир — человек более уравновешенный, чем вы сами, — точка отсчета, без которой вы будете бесконечно бросаться из крайности в крайность, подменяя одну заморочку противоположной.
Это не значит, что нужно искать абсолютно безупречный эталон, это было бы слишком уж затруднительно. И вовсе не обязательно, чтобы это был психолог. Достаточно найти человека, в котором вы почувствуете недоступное вам равновесие, и с которым у вас будет возможность поговорить по душам о том, что с вами происходит, и как вы смотрите на мир. В присутствии более уравновешенного человека все ваши перекосы станут очевидными, и с ними проще будет работать в дальнейшем.
Иногда срабатывает и другой вариант, когда в качестве ориентира используется человек с заморочками противоположного типа. Например, интроверт, залипающий в самоуничижении, может многому научиться у экстраверта, застревающего в самоуверенности. Такого рода «культурный обмен» полезен обоим, но, чтобы извлечь эту пользу, нужно уже обладать определенным опытом в психологической работе.
Позже, когда с накоплением опыта сформируется собственный датчик внутреннего равновесия, внешние ориентиры будут уже не так важны. Но даже тогда вы обнаружите, что мнение человека, имеющего больший опыт, позволяет сэкономить силы и сильно сократить ваш собственный путь.
Среда обитания
Обратная сторона предыдущей проблемы. Суть в том, что мы по своей природе сильно подвержены влиянию окружающих людей, особенно, если эти люди нам по той или иной причине важны. И если мы оказываемся в среде неуравновешенных людей, сохранить собственное равновесие становится крайне проблематично. А если вы живете среди таких людей и они же составляют ваш основной круг общения, то на восстановление утраченного внутреннего баланса у вас остается не так уж много шансов.
И снова не тешьте себя иллюзией, что вам хватит осознанности и внутренней дисциплины, что удержать равновесие в среде неуравновешенных людей. Все, чего вы, скорее всего, добьетесь — это бунт и противостояние, которые только обострят конфликт и вызовут еще большее внешнее давление.
Поэтому рано или поздно вам придется решать задачу отрыва от своей привычной среды обитания. В самом буквальном смысле это означает полный обрыв всех социальных связей с людьми, которые тянут вас на дно своим разболтанным внутренним состоянием. На практике такие радикальные меры далеко не всегда необходимы, но в некоторых случаях это единственный шанс на спасение.
Обычно смена круга общения происходит относительно плавно, вместе с изменением внутренних приоритетов в процессе психологической работы. Меняются вкусы и интересы — меняется круг общения. Но бывает и так, что без резких движений не обойтись, и каких-то отдельных людей отрывать от себя приходится с кровью, причем с обеих сторон. Чаще всего это родители и самые давние и близкие друзья, которые крепко держатся за ваш прежний образ и ни за что не хотят отпускать вас на волю.
Но самая главная трудность — это не другие люди с их желанием удержать вас в определенных рамках ради своего невротического блага, а ваша собственная привязанность к ним и потребность в их одобрении. Для того, чтобы заслужить признание человека, нужно разделить с ним его картину мира, и если этот человек с головой погружен в невроз, то заслужить его одобрение вы сможете только разделив с ним этот невроз. И вы с легкостью пойдете на эту дьявольскую сделку, если только не готовы остаться в этом мире в полном одиночестве.
Одиночество
Следующий этап и следующая проблема. В один «прекрасный» момент вы обнаружите, что с прежним кругом общения вас больше ничего не связывает. Это не значит, что вы с ними не общаетесь вовсе, это значит, что вы больше не можете разделить с ними то, что для вас важно. Ваша картина мира и внутренняя система координат так отличается от всех вокруг, что вы в буквальном смысле остаетесь в полном и отчаянном одиночестве.
И если вы не накопили достаточно мужества и трезвости, то в этот момент у вас будут все шансы дать слабину и скатиться на несколько ступенек назад — туда, где, зажав пальцами нос, вы еще могли поддерживать социальные контакты с людьми в прежней системе координат. Очень трудный период и тяжелое состояние, когда вы застреваете между двумя мирами: по-старому жить уже не можете, а по-новому еще не можете.
Что-либо предпринять по этому поводу невозможно. Вы либо откажетесь от дальнейшего развития, либо вынуждены будете смириться с той ужасной перспективой, что оставшуюся жизнь, вероятно, проведете в полном одиночестве. Но если вы выберете одиночество, очень скоро вы обнаружите то, о чем было написано в одной из первых статей на сайте: во-первых, вы были одиноки всегда, во-вторых, в одиночестве есть своя радость, которая дороже любых социальных контактов.
Остается только одно чисто практическое затруднение — в таком состоянии сложнее продолжать работу над собой. Часто это становится предлогом и основанием для того, чтобы заняться практической психологией в роли терапевта — начать вправлять мозги другим людям. Подходит этот вариант не всем, но если уж подходит, то дает отличные результаты. В ином случае, приходится искать единомышленников и попутчиков, пусть хотя бы и временных.
Так или иначе, как только одиночество перестает быть проблемой, так сразу находится масса желающих ваше одиночество скрасить. Пациенты или попутчики — не так важно, кто-нибудь да найдется.
Постоянство усилий
Об этой проблеме написана отдельная статья — Гигиена души. Остается только пояснить, какие именно постоянные усилия имеются в виду.
В психологической работе очень легко впасть в заблуждение, что результат зависит от выполнения каких-то конкретных упражнений, по аналогии с разного рода духовными практиками. Будешь практиковать — будет результат, будешь лениться — ничего не получишь. В эту же ловушку попадаются начинающие духовные искатели, считающие, что пробуждение — есть результат дисциплины и намерения, которые, как раз, и проверяются в регулярной практике.
В действительности психологическое развитие больше похоже на рыбалку, когда основная часть времени проходит во внимательном наблюдении за поплавком. Да, чтобы поймать рыбу, нужны и знания, и определенные чисто физические навыки, но когда знания получены и навыки сформированы, остается только выбрать правильное место, насадить правильную наживку, забросить удочку и внимательно ждать.
То есть, активные действия нужны на этапе выбора места рыбалки и в тот момент, когда рыба клюнула, и теперь ее нужно подсечь и вытащить на берег. А все остальное время приходится просто ждать… и в этом ожидании вся соль. В психологической работе тоже нужно знать, где ловить инсайт, и иметь некоторые специальные навыки для того, чтобы вытащить его наружу, но еще важнее научиться все время держать руку на пульсе, потому что, в отличие от рыбалки, самый богатый улов здесь приносит обычная повседневная жизнь. Поэтому крайне важна внутренняя готовность к тому, что клюнуть может в любой момент.
Другими словами, достижение результата в психологической работе зависит от способности человека внимательно проживать свою жизнь — это единственная регулярная практика, которая необходима. Это не значит, что требуется постоянная стопроцентная осознанность, — так просто не бывает. Требуется готовность и способность включить свою осознанность на полную катушку в тот момент, когда больше всего хочется ее утратить.
Этот навык противостояния бессознательности в чем-то сродни умению сохранять ясное сознание в момент засыпания — то есть, именно тогда, когда сознание привычно рассеивается. Способность сохранить трезвость и осознанность, когда вспыхивают эмоции и очень хочется им поддаться, — это принципиально необходимое умение, которое нарабатывается регулярной практикой внимательной жизни и тренировкой способности удерживать внутреннее равновесие, когда почва уходит из-под ног.
Прощание с кумирами
Последний и самый важный рубеж, с которого начинается настоящая взрослая жизнь. Выше мы говорили, что на начальном этапе нам необходим какой-то ориентир, который поможет нащупать точку своего внутреннего равновесия, но однажды наступает момент, когда оглядки на других людей скорее тормозят дальнейшие развитие, чем ему способствуют.
Однажды приходится отказаться от всех прежних ориентиров и остаться наедине с собой. Причем это касается не только людей, но и тех представлений о жизни, на которые мы до сих пор опирались. В какой-то момент приходится повиснуть в полной пустоте, когда больше уже не на что опереться и не на кого сослаться, когда единственным ориентиром для себя остаемся мы сами — наши вкусы, наши мнения, наши предпочтения — и наша полная ответственность за каждое принятое решение. Только с этого момента начинается настоящее узнавание себя и жизни: не по книгам, не по чужим мнениям, а на своем собственном, часто болезненном, опыте.
Представьте себе такое состояние, когда вы знаете, как почистить зубы, знаете, как приготовить завтрак, умеете водить машину и делать свою привычную работу, но… совершенно не знаете, как правильно жить. Только не в том депрессивном смысле, когда хватаясь за голову, человек сокрушается о бессмысленности своего существования, а иначе: глядя правде в глаза, и безо всякой драмы понимая — никто на этой планете не знает, как жить. Вопрос о смысле жизни есть, а ответа, в привычном его понимании, нет и быть не может. Как вы тогда будете жить дальше?
Вот это и будет началом взрослой ответственной жизни. Больше уже не получится сослаться на «общеизвестные» правила или мнения «мудрых» людей — если правил не знает никто, остается только ваш собственный произвольный личный выбор, как именно и на что вам потратить минуты, дни и годы своей короткой жизни.
Как одиночество становится благословением, если перестать обманывать себя надеждой на возможность взаимопонимания, так и с жизнью: только лишившись всякой надежды на обретение смысла, мы по-настоящему начинаем чувствовать ее вкус.
А теперь реклама…
Вернемся к тому, с чего мы начали, — рынок психологических услуг не может ничего предложить человеку, нацеленному на серьезную долгосрочную психологическую работу, выходящую за рамки решения отдельных изолированных проблем. Тема общего психологического развития вообще выпадает из сферы интересов коммерческой психологии, поскольку спрос на такого рода услуги всегда был и будет минимальным. Но это не значит, что спроса нет вообще…
В деле развития сознания каждый вынужден уповать на себя, но это не значит, что этому процессу нельзя поспособствовать. И то, что мы делаем здесь на сайте и в Клубе, — это и есть попытка создать удобную инфраструктуру и сбалансированную социальную среду для эффективной работы над собой.
В Клубе и психологических группах мы по сходной цене разом решаем все проблемы, перечисленные выше. И наше ярославское мероприятие подтвердило эффективность той работы, которая здесь происходит. Наилучшие результаты и самые глубокие переживания получили именно те, кто давно занимается в Клубе и еженедельных группах.
Клуб — это возможность одновременно получить и точку отсчета с обратной связью от Ведущих и других участников, и новый круг общения с людьми, которые заинтересованы в психологической работе, и инструменты для выработки необходимых технических навыков, и — самое главное — дополнительный стимул и поддержку в сохранении внимательного отношения к себе и своей жизни.
Приходите, мы научим вас психологической рыбалке.
P. S.
Я говорю «мы», потому что Клуб — это не только я, это уже целая группа единомышленников, много лет занимающихся вопросами психологического развития. И каждый вносит свою лепту в наше общее дело своим личным примером и в своем неподражаемом стиле.