Ну, что ж, ещё один год работы — пришло время отчитаться. Событий в этом году было так много, что теперь очень сложно вспомнить прошлогодние инсайты. Пришлось даже перечитать отчет за 2024 год. Там я закончил на том, что через год, возможно, придется посыпать голову пеплом, но… в этот раз пронесло — не придется. Написанному год назад — верить! А теперь последние новости с фронтов душевного и духовного развития.
Во-первых, за год переварена куча информации. Списком литературы недавно делился в нашем Телеграме. Многое прочитано уже по второму кругу, а многое ещё предстоит перечитать, чтобы добраться до сути. Основной мотив этого года — полное переосмысление психологии Юнга через призму «Красной книги» и самых поздних его работ, где он уже не особо стеснялся выставлять на показ мистическую сущность своих изысканий. Как говорится, взгляд на Юнга и психологию вообще никогда уже не будет прежним. То, что всю жизнь воспринималось как «наука психология», теперь видится продолжением куда более древней традиции познания человеческой души.
Во-вторых, мы ещё глубже погрузились в тему цикла развития. И чем дальше, тем яснее видны последовательность, природа и содержание каждого этапа. И всё громче внутри звучит возмущение — как вообще можно заниматься психотерапией, не понимая закономерностей и этапов развития сознания?! Причем это возмущение направлено и на себя тоже — всё, чем мы занимались раньше, кажется теперь детским лепетом, неуклюжими любительскими потугами. С другой стороны, прояснение картины этапов развития — рубежей, через которые мы все проходим (или должны пройти) — делает процесс психотерапии теперь гораздо более прозрачным и продуктивным.
В-третьих, мы продолжаем (и конца-края этому не видно!) углубляться в типологию. Здесь возмущения по поводу всеобщей некомпетентности уже улеглись. Теперь мы просто пытаемся разобраться со всем этим генеалогическим древом — как, откуда и почему формируются разные конфигурации психики. Продолжаем тут черпать вдохновение из Юнга, но во многих пунктах уже приходится с ним спорить — всё-таки юнговская типология довольно сырая, и никто почему-то его работу в этом направлении так и не продолжил. Был момент, когда хотелось сделать свой курс по типологии, но после этого мы копнули ещё глубже и… больше не хочется — слишком сложно и слишком тонко всё.
В-четвертых, произошло полное переосмысление темы архетипов и природы коллективного бессознательного. От сухой абстрактной теории, которую Юнг преподнес академическому миру, как свое научное открытие, мы (вместе с Юнгом!) возвращаемся к тому, о чем человеческая культура знала на протяжении всей своей истории. Юнг лишь придумал научное название тому, что за тысячи лет до него описывалось, как мир богов, мир духов, мир предков. И если в научных своих работах он это скрывал, то за закрытыми дверьми говорил об этом ничуть не таясь. Коллективное бессознательное — это ничерта не абстракция, это целый мир, населенный «демонами» и живущий по своим законам. И только в осознанном взаимодействии с этим миром и его обитателями мы обретаем душевный покой и целостность (…и просветление тоже).
В-пятых, новые курсы. Здесь — к черту скромность! — мы превзошли самих себя. Каким-то волшебным образом всё то новое и, казалось бы, разрозненное, что мы раскопали за последнюю пару лет, вдруг собралось в очень красивый узор. Из него и родились два курса: Великая мать и Великий отец. И, судя по всему, с этими курсами мы попали в какую-то очень важную точку — такого ажиотажа и динамики на курсах у нас ещё никогда не было. Впрочем, этот спецэффект известен давно — когда сам глубоко веришь в то, что делаешь, это захватывает всех вокруг. А вера наша всё крепчает! В общем, курсы прошли на ура — глубина материала, широта охвата, формат занятий — здесь мы вышли на новый уровень, и теперь ни шагу назад.
В-шестых, мужская и женская психология. К этой теме нас привела типология и… Катя (@Catajina), которая никак не хотела соглашаться, что цикл и этапы развития для мужчин и женщин выглядят одинаково. Сначала в этом вопросе не было никакой ясности, но постепенно начали прорисовываться очертания «женской психологии», а по контрасту с ней, стала понятнее и мужская. Как оказалось, это поле вообще ни разу не паханное. У Юнга по этому поводу только черновые наброски. У его учеников и коллег — очень разрозненные и противоречивые мнения. Весь год пытались как-то свести концы с концами, и не то чтобы у нас теперь есть ответ на сакраментальный вопрос о загадочной женской душе, но разгадка уже где-то очень близко.
В-седьмых, из всего накопленного за год материала и опыта родилась идея и программа для следующего курса — «Быть мужчиной / Быть женщиной». В этом месте мы сделаем паузу с циклом развития и займемся наконец этой самой женской душой… ну, и мужскую без внимания тоже не оставим. Будет очень «просветляюще»! Официальный анонс курса — в конце января, запуск — где-то примерно в марте.
Кстати, говоря «мы», я имею в виду наш Клуб. Большинство находок, о которых мы в итоге рассказываем на курсах, сделаны в рамках клубной работы. За этот год Клуб тоже очень сильно вырос в плане глубины и качества разбираемого материала. В очередной раз благодарю всех клубней участников за моральную и финансовую поддержку, доверие и помощь в исследованиях.
Так что там с просветлением?
В понимании темы просветления глубоких изменений не произошло. Достижение целостности/единства всё так же видится закономерным этапом общего цикла развития — событием, которое происходит естественным образом при условии, что человек не топчется на месте, не застревает на ранних этапах развития и не впадает в старческий маразм к моменту символического заката Солнца.
Этим и объясняется великая редкость данного явления, и наши курсы тому подтверждение — большая часть народонаселения, к сожалению, и до середины жизни не может выбраться за пределы детских этапов развития. А после Боржоми уже не помогает — вместе со старением организма начинается и естественный «демонтаж» индивидуального сознания. И если не успел, то уже не успел.
Собственно, это и есть одно из изменений и уточнений в понимании темы просветления за этот год. Первую половину жизни мы карабкаемся в гору, развиваем и разворачиваем сознание. Но когда своя личная вершина достигнута, работа не заканчивается. Альпинисты знают — спуск с вершины, зачастую, опаснее и сложнее, чем подъем. То же самое и в психологии — спуск с вершины сознания, это не заслуженный отдых после долгих трудов, а новые ещё более драматичные усилия направленные теперь на… умирание.
Мера ответственности за осознанный спуск ничуть не меньше, чем за подъем. А может и побольше — ведь жизненные задачи по мере развития лишь усложняются. Движение к просветлению — это осознанное движение к смерти. И это не фигура речи, не романтические фантазии о смерти Эго, это абсолютно реальная смерть — та самая, которую принято изо всех сил бояться. Хотеть просветления = хотеть смерти. И если для первой половины жизни это противоестественно, то во второй — становится закономерным и желанным «пунктом назначения».
Ещё одно углубление и уточнение в этой связано с пониманием роли, которую играют друг для друга мужчина и женщина. И чем дальше, тем менее вероятным представляется успешное завершение цикла развития в одиночку.
Идея о том, что мужчина познает свою душу через женщину, а женщина открывает для себя дух через мужчину, не нова. У Юнга об этом много раз черным по белому. Новость в другом — в том, что дух и душа — это не просто фигура речи, не символический образ, а куда более конкретная штука. И если Юнг говорит, что для мужчины Анима является проводником к Богу, это следует понимать очень конкретно — никакого другого пути к Богу у мужчины нет. То же самое с женщиной и её Анимусом.
А дотянуться до Анимы или Анимуса, установить связь душой или духом, понять их по-настоящему и, тем более, интегрировать на территории сознания можно только через очень специфические отношения с противоположным полом. Тут уже речь совсем не про любовь, но всё-таки это территория отношений, которые начинаются со взаимного притяжения противоположных полюсов, а завершиться могут аудиенцией с Богом. С новым курсом про мужскую и женскую психологию именно в этом направлении и будем двигаться. Ждите новостей!
Ну, а пока… всех причастных к душевному и духовному развитию — с Новым годом! В наступающем году работа продолжится в том же темпе и в том же направлении — новые книги, новые открытия, новые курсы, новые свершения.
Комментарии