Любовь — это очень хитрый предмет! Не такой хитрый, как мёд, конечно, но все-таки. Одни говорят, что это довольно обычное явление, другие — что оно редкое и исключительное, третьи считают, что это фантастика. А еще есть знатоки человеческих душ, которые заявляют, что любовь — это некое обобщение, собирательный образ, комплексное переживание состоящее из ряда более простых элементов.
Как бы то ни было, против общечеловеческого опыта не попрешь. И если вокруг любви сломано так много копий, если об этом написано столько книг, если из-за этого люди постоянно совершают самые безумные поступки, то за этим понятием должен стоять некий реальный феномен — что-то такое, что происходит с человеком и воспринимается им как нечто жизненно важное и очень приятное. Ведь именно поэтому за любовью идет такая погоня — реклама обещает, что это очень кайфовая штука.
А когда человек реально сталкивается с этим не вполне понятным феноменом, то именно это он и переживает — очень специфический кайф, который, ко всему прочему, имеет черты и свойства схожие с наркотиками. Испытав это переживание однажды, человек подсаживается на него с первой же дозы и впадает в серьезную квазинаркотическую зависимость. А лишившись подпитки, испытывает такую болезненную ломку, что зачастую впадает в глубокую депрессию, сводит счеты с жизнью… ну или начинает писать стихи — что, в общем-то, тоже весьма прискорбно.
Так что же это за таинственный феномен? И в чем, собственного говоря, кайф?
Очевидно, что все крутится вокруг притяжения одного человека к другому — некой потребности, разрядка которой приводит к очень приятным переживаниям. В этом плане мы, человеки, устроены довольно примитивно: есть потребности, есть их удовлетворение, есть кайф. Всякое удовольствие, которое мы испытываем, имеет под собой более или менее осознаваемую нужду. Проголодался — поел. Устал — поспал. Зачесалось — почесал.
И если любовь представляет собой невероятно приятное переживание, то за этой самой приятностью, вероятно, скрывается невероятная потребность. Остается только разобраться, что это за потребность такая, и почему ее удовлетворение переживается столь феерически. А чтобы это сделать, попробуем разложить по полочкам сорта любовного кайфа — быть может, следуя от обратного, мы лучше поймем самих себя и свои самые главные нужды.
Кайф №1 — эротически-сексуальный
Самый простой, если не сказать примитивный, уровень удовольствия, извлекаемого из контакта с другим человеком. Однако это не умаляет силы и значимости переживаний связанных с утолением сексуального инстинкта. Влечение на этом уровене может быть достаточно интенсивным, чтобы выбить пробки сознательного контроля и спустить человека на пару ступеней вниз по лестнице эволюционного развития. А если данный конкретный человек и так не далеко ушел от бабуина — тогда сексуальное влечение вообще лишает его человеческого облика.
Объект влечения — другой человек — на этом уровне контакта выступает исключительно в роли носителя половых признаков. Его личность и глубокий внутренний мир не имеют решительного никакого значения. Взять, получить, обладать или отдаться и подчиниться — вот голос чистого сексуального инстинкта в нашем сознании. Иное содержание этого самого сознания игнорируется, а выбор партнера происходит по закону джунглей: кто на свете всех сильнее и выше в стайной иерархии, тот милее и желанней.
Однако, при всей примитивности и приземленности психо-физиологических процессов и порождаемого ими влечения, здесь важно удержаться от соблазна заявить, что все это не имеет никакого отношения к Настоящей Любви. Фокус в том, что для очень многих людей никакой более настоящей любви и не существует. Для них «хочу» является синонимом «люблю», потому что на более глубокий человеческий контакт их сознание попросту не способно. Никаких более сильных чувств к другому человеку они испытать не могут и поэтому они абсолютно справедливо принимают свое сексуальное влечение за вершину человеческой приязни — для них это и есть вершина!
В конце концов, любовь — исключительно субъективное переживание. И если человеку на его личном субъективном уровне кажется, что никакого более глубокого и значительного влечения к другому живому существу он испытывать не может, то он имеет полное моральное право эти свои переживания именовать любовью. Однако это не означает, что потенциал человеческого контакта и взаимного влечения на этом исчерпан — исчерпан он лишь для данного этапа развития сознания. А с каждым последующим шагом в развитии человек открывает для себя новые пласты потребностей и приятных переживаний связанных с их удовлетворением.
Кайф №2 — невротически-социальный
Невротик, при всей своей кажущейся слабости и болезненности, представляет собой более высокую стадию развития человеческого сознания. Больший эмоциональный диапазон, чувствительность и способность к саморефлексии делают человека уязвимым, но вместе с тем открывают возможности для более глубокого человеческого контакта. Вместе с неизбежными для невротика внутренними конфликтами в его сознании формируется новая потребность, на фоне которой чисто сексуальное влечение кажется унизительным и примитивным. И часто именно эту потребность называют «потребностью в любви», хотя в своей сущности это, скорее, потребность в исцелении.
Будучи расколотым изнутри, человек испытывает острую потребность в восстановлении целостности, в примирении с самим собой, в избавлении от внутренних конфликтов и противоречий. И близость с другим человеком, пусть даже таким же расколотым, а, зачастую, именно благодаря этому, дарит ему столь желанное облегчение от душевных страданий. Это еще далеко не исцеление, но интенсивность чувств по отношению к тому, кто стал целительным бальзамом для душевных ран, порой вызывает такое умопомрачение, которое не приснилось бы и Шекспиру.
Не удивительно, что именно этот пласт эмоциональных переживаний чаще всего ассоциируется с той самой Настоящей Любовью. Именно это в быту зовется чувствами — «У меня к тебе чувства!» — в отличие от просто секса, где наличия чувств-с не подразумевается. И если сексуальное влечение подкрепляется влечением невротическим, то у человека не остается ни малейших сомнений, что именно это и есть Любовь. Но, как и в случае с сексуальными влечением, так происходит не потому, что это и есть вершина межличностных переживаний, а только потому что на данном этапе развития ничего более глубокого и значительного один человек к другому испытать пока не способен.
Вся слезливая любовная лирика, семейные драмы и конфликты, красивые романы и любовные треугольники, пышные свадьбы и брачные обеты, ревность, убийства и самоубийства на любовной почве — вся эта общечеловеческая мелодрама целиком и полностью происходит на этом уровне. Потому что на всяческие подвиги и безумства «ради любви» способно лишь неустойчивое инфантильное сознание — слабое, ранимое и легко утрачивающее рассудок, когда под угрозой оказывается получение очередной дозы любовного наркотика.
Кайф №3 — эстетически-созерцательный
Когда человек преодолевает самый утомительный этап своего развития и из болезненного невротика упивающегося своими страданиями превращается невротика здорового, способного посмеяться над своими детскими болячками, он обнаруживает в себе новую потребность и вместе с ней получает шанс испытать новый уровень любовного кайфа. В этих чувствах уже гораздо меньше буйства и болезненной зависимости они уже почти не вызывают. С этого этапа другой человек перестает быть средством утоления потребностей и наконец-то начинает превращаться в самостоятельную ценность — в очень красивую штуку, питающую эстетические чувства.
Чтобы понять, что это за чувства такие, можно вспомнить конфетно-букетный период в любых отношениях. Когда два человека только знакомятся и невротические механизмы взаимного притяжения и отталкивания еще не вступили в полную силу, тогда еще можно проследить переживание чистой радости от того, что на свете есть такой удивительный человек. Созерцательное наслаждение красотой другого живого существа, не отравленное еще болезненным стремлением ею обладать. Чистая радость общения без ожиданий, претензий и страха потери.
Эстетическое чувство, потребность в игре, желание разделить простые радости души и тела с другим человеком — вот, что является источником кайфа на этом новом уровне развития. И впервые испытав эти чувства, человек понимает, что знакомые ему до этого сексуально-невротические переживания не идут с ними ни в какое сравнение. То, что ранее казалось пределом симпатии и заинтересованности в другом человеке, теперь представляется чем-то грубым, пошлым, болезненным и тяжеловесным. И только с преодолением невротической зацикленности на себе и своих старых психологических шрамах обретается настоящая радость совместного бытия.
Редкие в нашем обществе счастливые пары и семьи, которые каким-то волшебным образом умудряются сохранить радость и легкость общения на долгие годы, — это люди, которые переросли уровень невротической «потребности в любви». И это не вопрос везения в выборе партнера, это вопрос внутренней психологической культуры, которая никому в этой жизни не дается даром, а требует от человека сознательных и целенаправленных усилий.
Но и этот прекрасный совместный танец кажется пределом мечтаний и глубины человеческих отношений лишь до тех пор, пока не будет вскрыт и обнаружен следующий пласт человеческого бытия.
Кайф №4 — экзистенциально-человеческий
Радость игры, искреннего и легкого человеческого контакта — это уровень отношений, до которого добираются очень немногие пары. И, пусть для других они являются символом надежды на счастливые любовные отношения, — это далеко еще не вершина человеческого контакта. Созерцательно-эстетический уровень — это всего лишь отправная точка, с которой настоящие человеческие отношения только начинаются.
Жизнь человека не сводится к преодолению невроза. Примирение с собой и обретенная вместе с этим способность наслаждаться собой и жизнью — это далеко еще не конец пути. В сущности, это лишь начало взрослой самостоятельной жизни, а не вся прожитая жизнь. И если кайф от игр и счастливого совместного времяпрепровождения покажется пределом мечтаний, человек рискует так никогда и не испытать кайфа еще более глубокого и значительного.
Соприкосновение с другим человеком на уровне вкусов, желаний и жизненных целей — это прекрасно. Но это всего лишь встреча двух индивидуальностей, а если встречаются два человека не застрявшие на уровне обычных социальных сценариев, ищущие в жизни чего-то большего, чем просто хорошего времяпрепровождения, то это похоже на встречу двух блуждающих вселенных. И чувства, которыми эти вселенные переполняются, когда находят друг друга, в очередной раз дают понять, что все, что было до этого раньше, просто не считается.
Это не о том, чтобы встретить свою единственную вторую половинку, это о том, чтобы встретить другого человека после целой жизни прожитой среди инопланетян. Родство на том уровне, который предшествует всякой индивидуальности. А если к этому добавляются все остальные формы и пласты человеческой симпатии — сексуальное влечение, схожесть психологических травм, эстетическое чувство и совпадение во вкусах и желаниях — то впору говорить о той редчайшей форме любви, в существование которой верят лишь самые отчаянные романтики.
Близость с человеком на экзистенциальном уровне; возможность говорить с ним на одном языке — том самом, на котором до этого разговаривал только с самим собой; возможность разделить самые глубокие свои чаяния, надежды и ценности; возможность пройти вместе хотя бы часть пути к тем вершинам, посягать на которые осмеливаются лишь единицы… вся прежняя «любовь» по сравнению с этим — детские игры, а кровное родство — ничего не значащая биохимическая рулетка.
С одной стороны, это явление крайне редкое, с другой — ощутить это, пусть и не в полном объеме, можно с любым человеком. Схожесть и совпадение на других уровнях упрощают нахождение этой связующей нити, но сама эта нить связывает всех людей без исключения. Найдя однажды эту тонкую душевную струну в самом себе, не так уж трудно нащупать и заставить зазвучать ее в другом.
Человеческая общность со всеми ее экзистенциальными горестями и радостями. Преодоление вселенского одиночества тем единственным способом, которым это возможно сделать — через разделение этого одиночества с другим таким же одиночеством. Обмен и взаимное обогащение на том уровне, где слова уже не имеют значения. Доверие без сомнений и близость без страха. Кайф от встречи Человека с Человеком — глаза в глаза, самая суть с самой сутью.
Кайф №5 — духовно-мистический
Самая непонятная и самая драгоценная штука в человеческих отношениях — возможность пережить в контакте с другим живым существом то, что по своей значимости выходит далеко за рамки человеческого, индивидуального, невротического и сексуального.
На более простом и понятном уровне это про со-единение и со-переживание жизни. Не в горестях и радостях, не в развлечениях и приключениях, не в экзистенциальных муках и исканиях, а на уровне чистого бытия. Растворение личных границ в совместном восприятии, делании, творчестве. Видение в глазах другого человека своей собственной души, возможность через прикосновение к другому прикоснуться к самому себе. Обретение себя в другом и другого в себе — словно бы два зеркала стоящие друг перед другом и создающие бесконечную череду взаимных переотражений.
На уровне более тонком это про то, чем пытается заниматься Тантра и всякие прочие подобные практические системы, использующие человеческую близость в качестве отмычки для выхода за пределы двойственного восприятия. И ведь это довольно разумная идея, учитывая тот факт, что человеческий организм и психика устроены именно так, чтобы неумолимо тянуться к своей противоположности и растворять в ней свою индивидуальность. Остается только отточить этот процесс и довести его до логического завершения.
На первом уровне у нас взаимодействуют биологические инстинкты, ничего личного; на втором — одна боль отвечает на другую и находит в этом утешение; на третьем мы видим прекрасный танец индивидуальностей; на четвертом — Человек обретает истинную близость с другим Человеком; на последнем — Душа встречается с Душой на том уровне, где больше нет никаких границ и различий, где больше нет ничего индивидуального и даже человеческого, где больше нет «Я» и «Ты», а есть только «То».
Но это уже очень странное место. Да и каким-то особым кайфом происходящие здесь переживания не назовешь. Приятен, скорее, предшествующий момент близости, когда две души сидят на краю черной дыры перед тем, как прыгнуть в нее и раствориться бесконечном вихре Большого взрыва.