Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Психология без соплей

Введение в тему — относительность добра и зла

Введение в тему —
относительность добра и зла
Моральный и уголовный кодексы — что между ними общего? · 22 марта 2008 г.

Если рассуждать достаточно трезво, то очень легко прийти к выводу, что душевные качества человека не могут быть однозначно разделены на хорошие или плохие, правильные или неправильные. В тех или иных ситуациях, одно и то же качество может сыграть и в плюс и в минус. Согласны?

Но уж, если браться за эту тему, то надо сразу смотреть шире. Ведь под идеей, что все качества и черты характера не хороши и не плохи, лежит другая, более глубокая и основательная. А именно, что вообще, любые оценки и ярлыки — даже те, к которым мы намертво прикипели — неоднозначны и относительны. Нет в жизни ничего абсолютно добродетельного и ничего абсолютно злого. Есть только субъективные взгляды и мнения привязанные к различным системам ценностей.

Так, например, все наши представления о хорошем и плохом, праведном и неправедном имеют корни в христианской системе ценностей. Взяв за основу библейские заповеди, мы можем рассудить, что вон то действие хорошее, а это вот — плохое. Это вполне правомочная градация. Точно так же можно было бы взять Уголовный кодекс и оценить действие с точки зрения законности — легально или нелегально. Но если в случае с УК мы всегда помним, что это всего лишь кодекс, всего лишь договоренность людей о соблюдении определенных социальных правил, то в случае христианского морального кодекса, мы об этом совершенно забываем. А в результате, нам кажется, что есть какие-то универсальные ценности, не зависящие ни от какой договоренности, и что «доброе» всегда можно отделить от «злого».

Моральный кодекс — полезная штука. Он помогает жить комфортно в условиях социума. И все хорошо до тех пор, пока человек совершенно сознательно выбирает быть вежливым и порядочным, а не просто слепо следует тому, что в него силой вдолбили воспитатели. Но вся беда в том, что, забывая об искусственном происхождении моральных устоев, люди часто оказываются в саморазрушительной ситуации, когда встают перед выбором — поступить «по совести» (по кодексу) или в соответствии со своими действительными предпочтениями. Как раз на этой почве зародилась вся психология. Внутренний конфликт между «я хочу» и «нельзя, потому что это плохо» приводит к жутким последствиям — в зависимости от своей напряженности, вплоть до впадения в те состояния, которые принято называть безумием, сумасшествием.

В применении к психологии это значит, что душевное равновесие человека зависит от того, насколько честен он перед собой, насколько хорошо он знает, чего хочет на самом деле, и от понимания условности любых правил и принципов.

Если человек готов голову сложить за то, чтобы считаться хорошим и праведным, он неизбежно доведет себя до ручки тем, что постоянно будет разрывать свою душу на части изнутри. Душе не свойственна мораль, ей свойственна естественность. И эта естественность, если ей довериться, оказывается воплощением праведности, к которой призывает любая религия. То есть, праведность определяется не строгим следованием моральным принципам, озвученным в священном писании, а тем, насколько человек в миру с самим собой, своей природой, своей душой. Именно внутренний покой и равновесие создают тот тип людей, которых считают святыми.

Это в порядке вступления в тему… Более подробно и в практическом приложении мы к этим вопросам еще вернемся.

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Dimitris
Гость
Dimitris
14.05.2014 15:25

Попробую коротко.
Цепочка: Добро и Зло – Мораль – Воспитание – Наша реакция (внутренняя и внешняя).
Если, в этой цепочке, воспитанию дать определение как — «уроки выживания» в конкретном обществе, которые дают родители и общество каждому отдельному человеку, то вся цепочка становится вполне логичной.

«Высокая» мораль … да, это интересно). Случайно никто не задавался вопросом, сколько TV-часов = n-рублей нужно для того, чтобы из «Черного» сделать «Белое», по законам современной «высокой» морали? А вот людям, которые занимаются рекламой и пропагандой, это хорошо известно. Делайте свои выводы, и будьте счастливы).

galkin
Читатель
galkin
18.04.2014 04:33

В своё врем постепенно шёл к к этому открытию. Есть одно интересное видео на эту тему. Там как раз говорится о том, что естественная мораль намного лучше, чем какие-то условные своды правил.
http://www.youtube.com/watch?v=tJjWtx6rQBQ&list=PLWpgQFuYRlMGtD13EIXR9bQAXp4vbAgy8

Максим Гуреев
Гость
Максим Гуреев
16.02.2012 19:57

Да, нужно помнить о Боге как о Любви, тогда и выбор не окажется напрасным.

inquiseFliege
Гость
inquiseFliege
07.05.2011 10:56

Хорошего дня!
Кто с какими трудностями стголкнулся при подготовке свадьбы? поделитесь…

Татьяна
Гость
Татьяна
06.04.2011 14:44

А если душа больная..и вы будете в равновесии со своей больной душой? в равновесии нужно быть с Богом, который есть Любовь.а для этого нужно сознательное устремление ко всему тому, что увеличивает божественную любовь в нашей душе. вот этим святые и занимались..а все, что крадет нас у любви — то изживать из своей души.

Paralon
Гость
Paralon
11.09.2010 21:29

«Оно» — мораль природы. «Сверх-Я» — мораль культуры. «Я» — мораль над этими моралями. При этом, каждый из данных элементов стремиться установить себя как центр меры, рассматривая другие элементы по отношению к себе как произвол. И чем они более властны, тем более качественной должна быть его мера. Получается — душа, одновременно, огромное число источников произвола, меры и морали.
Хотелось бы конечно не верить в мораль… но….

Hibari
Гость
Hibari
11.09.2010 13:04

Мораль-золотые оковы.Все на них смотрят и любуются , а кто то ищет ключики.

Uta
Гость
06.09.2010 23:18

Здравствуйте, Олег!
Наверное, Господь смотрит на нас и улыбается. Все мы рассуждаем про зло и добро. У любой медали две стороны. У любого следствия есть причины.

С позиции морали, с позиции «хорошо» и «плохо» мы рассматриваем не только чужих людей, мы рассматриваем и своих родителей. Все роемся в своем детстве: вот это было хорошо, вот это плохо, здесь мои родители были добры, а здесь злы. «Моя мама, когда меня носила, хотела сделать аборт ( мама причинила мне зло).» А о том, что она его все-таки родила, он как-то забыл.

Я думаю, что с позиции какой-либо морали нельзя подходить к близким людям, есть такая вещь, как безусловная любовь. Многие считают, что они способны на такое чувство. Я уверена, что большинство из них врут сами себе.

trackback

[…] неоднократно говорили о том, что разница между плохим и хорошим весьма призрачна, но сейчас речь о другом. Например, возьмем […]

Поля Сапожникова
Гость
Поля Сапожникова
25.04.2010 17:44

Здорово. Не всегда я, конечно, довольна собой, всяко бывает. Но когда правила идут перпендикулярно жизни… Это уже… smile И всё же кому-то они естественны. Я не смею постящихся людей считать напуганными и ограниченными. Если только они не ходят и не жалуются, что валятся с ног. smile smile

mxm
Гость
mxm
08.02.2010 18:56

Наверное, что-то вроде «во благо, дабы научился стоять за себя». Это христианство меня научило. «А умрёт — ну, значит, слаб оказался».

Максим Вячеславович Гуреев
Гость
Максим Вячеславович Гуреев
08.02.2010 14:32

«В тех или иных ситуациях, одно и то же качество может сыграть и в плюс и в минус», —
Олег, скажите мне в таком случае, какой плюс в ситуации, когда одного друга избивают на улице, а другой стоит и смотрит, не шелохнётся? (Я предполагаю один ответ, но хочу получить ваш комментарий…)

Максим Вячеславович Гуреев
Гость
Максим Вячеславович Гуреев
08.02.2010 14:26

В том-то и дело, что одной морали мало. Необходима ещё нравственность…

Гость
25.01.2010 02:52

Да и какая нам теперь разница, с чего всё начиналось? Жить-то нам приходится с тем, что есть. А мораль, как дышло — как повернёшь, так и вышло…

mxm
Гость
mxm
25.01.2010 02:46

Ну вот, собственно, и ограждает. Иллюстрацией чего является наша современная общественная и индивидуальная реальность бытия. Чего ещё надо? Все знают заповеди, мораль, все цивилизованные, образованные — значит, отлично всё.

Максим Вячеславович Гуреев
Гость
Максим Вячеславович Гуреев
23.01.2010 16:45

Следует помнить о том, что мораль не создавалась на пустом месте. Она была призвана, в первую очередь, оградить человека от своей собственной агрессии и от агрессии окружающих. Лишь намного позднее мораль стала восприниматья как некий манипулятивный механизм для контроля масс.

mxm
Гость
mxm
18.10.2009 01:14

Если совсем просто, то мораль (не бытовая, а «высокая»!) — это те же самые законы жизни, отражающие и наше с вами единое для всех «устройство». Просто когда она НЕ ОСОЗНАЁТСЯ нами — то бишь, не является НАШИМ опытом — тогда эта самая мораль становится провокатором и нашим врагом. Знание — уже есть, а опыта — ещё нет. Это неправильная и неестественная ситуация, приводящая: а).к внутреннему конфликту; б).к внутреннему сопротивлению — так, через отрицание морали, вынуждена проявляться наша самость, и это совершенно нормально. Так что проблема не в морали, а в её навязывании, в научении ей.

Олидамар
Гость
08.10.2009 14:34

Совесть нельзя купить? Зря вы так. Можно, и всем, только не увсех хватит материального, чтобы купить свою совесть за то или иное. Вот расстаюсь я с девушкой по собственной инициативе: Грустно ей, тяжело ей будет, плачет — меня мучает совесть. И родители ее — ставшие мне близкими людьми, тоже теперь плохо обо мне будут думать. Совсем совесть мучает. Что я делаю? Я расхожусь красиво, иду с ней в магазин, дарю ей дорогой подарок, о котором она давно мечтала (при этом надо правильно это делать, что им в тебя не запустили), хорошо ее кормлю, собираю много друзей — веселимся, ничего им не говоря, а потом ее спрашиваю — разве я такой плохой? Разве я тебе когда-нибудь делал плохо? Я тебе всегда помогал и дальше буду помогать! — Она кивает головой, целует в щечку, говорит, что я хороший и уходит. Совесть чиста — я ее очистил, а чем? Страдать девочка перестанет? Нет.… Далее »»»

эфа
Гость
эфа
07.10.2009 23:17

Да, вот забыла сказать… Против совести и той самой морали не попрешь, даже имея полную убежденность в том что, мораль- это запудривание мозгов на пользу социума. Олег,вот вы решили, что добра и зла нет. Ну и что? Теперь вы не пойдете грабить и убивать только потому что боитесь уголовного наказания? А так запросто… Был один такой, догадавшийся, что мораль- это человеческое изобретение, которым можно принебречь- Родион Раскольников звали. Помоему он грустно закончил…

эфа
Гость
эфа
07.10.2009 23:04

С религиозной точки зрения мораль заложена в человека как главное доказательство Бога. Все люди знают что-такое хорошо и плохо. Особенности моральных устоев разных времен и народов, культур, отличаются лишь в частности. Трудно себе представить народ, где восхищались бы человеком, который предал друга; убил, того, кто был добр к нему; сбежал с поля боя; гордился бы тем, что отобрал последнее у бедняка. По-моему везде и у всех понятия о добре и зле пусть и не совпадают полностью, но общие тенденции на лицо, направленность в одну и ту же сторону очевидна. Олег, влияние христианства не так сильно, что бы формировать такие базовые понятия. Многие люди, считающие себя верующими, или вообще не читали библию, или читали когда-то в детском варианте. Этого явно недостаточно, для формирования каких-либо убеждений. Или думать, что к примеру бабушка или более далекий предок, вдруг так прочитали библию и поняли что-такое добро и зло- тоже как-то не совсем убедительно; что… Далее »»»

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием