Психология реально и виртуально
Психология — статьи и консультации
no no no
 

О вреде принципиальности

О вреде принципиальности
Принципы как признак душевной слабости · 1 июля 2009 г.

«У меня есть принципы!» — так восклицают люди, когда жизнь предлагает им что-то соблазнительно-неприемлемое. Принципы — это защитный ров, крепостная стена и отряд лучников с горящими стрелами на ней — последняя линия обороны перед окончательным грехопадением. А мы знаем, что за каждым грехом стоит желание…

Не нужны никакие принципы для того, чтобы не делать то, чего не хочешь делать. Задача принципов в обратном — противостоять своим собственным желаниям, обуздать себя и посадить на золотую цепь, которая, по легенде, украшает ее носителя и уберегает его от ошибок.

Принципиальность восхваляется, четкие жизненные принципы почитаются за большую добродетель, а их отсутствие приравнивается к бесхребетности. Это как одежда, которая может быть красивой, модной, удобной, вычурной или может «неприлично» отсутствовать. Здесь по одежке встречают и по ней же провожают.

Принципы защищают честь — свою личную, честь семьи, страны, всего человечества. Это тяжкая ноша, которую положено нести гордо, с высоко понятой головой.

Воинская честь, мужская честь, женская, профессиональная — в каждой сфере, в каждом микросоциуме есть свои принципы, свои представления о достойном и недостойном, о праведном и злом, о возвышенном и низменном.

Принципы — концентрированная форма выражения гордыни, личной или коллективной. Сильнее гордыня — крепче принципы. Крепче принципы — сильнее гордыня.

Принципы регламентируют каждый аспект жизни человека — отношения в семье, поведение и социальные контакты, образование и культуру, отношения с противоположным полом, семейные ценности и жизненные цели… даже духовная жизнь регламентирована: вы можете выбрать Бога любой конфессии, при условии, что эта конфессия нами одобрена.

Сколько отношений не сложилось или не состоялось из-за принципиальности партнеров? Сколько детей выросло в несчастных семьях, где принципиальность держит родителей вместе? Сколько пустых жизней прожито из-за того, что принципы установлены еще позапрошлым поколением и с тех пор не подвергаются сомнению?

Принципы говорят, как прожить жизнь «правильно и достойно», как добиться уважения, как достичь признания. Принципиальность — инструмент нравственного самоограничения, делающий человека праведником.

Но чего стоит та праведность, которая обретена в цепях? Распятый на кресте своей принципиальности, человек не может совершить преступления против других людей. Для всеобщей безопасности он с самого детства заперт в камере, посажен на цепь и прибит гвоздями — как он может согрешить? И эта невидимая тюрьма зовется нравственностью и превозносится, как высшее проявление человечности.

Люди верят, что если спустить человека с этой цепи, он превратится в зверя, ополоумеет и начнет творить зло направо и налево. Мораль, принципы, этика — это сдерживающие факторы, которые, как кажется, делают человека человеком.

Но вопрос так и остается без ответа — чем тут гордиться, если нравственность эта насильственная, выжженная каленым железом социального давления? Какая честь в том, чтобы сидеть на цепи и самому бояться ее порвать? О какой человечности или этике можно говорить, если она исходит не из личного свободного и естественного выбора, а из под палки, меча и плетки? Чем тут гордиться?

Принципы — это закостеневший опыт былых поражений, костыль, позволяющий под благовидным предлогом отказаться от ответственности за свою жизнь, за принятие осознанных и, главное, своих решений. Гораздо проще выстроить систему принципов, к которой затем можно будет обращаться за готовыми ответами. А еще проще перенять чужие принципы, которые показались со стороны надежными и достойными. Куда проще быть «как он», чем как «я сам по себе».

Принципы — это защита своих слабых мест и самообман, подмена свободного осознанного и ответственного выбора, готовыми универсальными ответами, на которые потом всегда можно будет свалить вину за свои промахи — «Меня так научили, я такой человек, ничего теперь с этим не поделаешь».

Принципы делают жизнь безопасной, хорошие принципы делают ее сносной, точно выверенные принципы делают жизнь социально и финансово успешной, но никакие принципы не сделают человека счастливым. Чем строже принципы, тем крепче цепи, тем меньше свободы и тем меньше личности и индивидуальности. Принципиальность — это вечный плагиат чужой мудрости или глупости, как их на себя ни натягивай, все равно выглядят инородно и уродливо.

Принципиальность — признак слабости.

p. s.

Пара комментариев по результатам обсуждения.

Принципиальность, как психологическое явление, — это всегда крайность. По крайней мере, я это слово использую именно в таком значении, как слепое следование каким-то установкам вопреки требованиям актуальной ситуации. «Иметь принципы», как это говорится в быту — это и есть такая невротическая принципиальность.

И еще другой аспект… Принцип — это штампованный типовой ответ на типовой вопрос. Способ ускорить и упростить принятие решения или совершение выбора. В определенной мере и в определенной ситуации такие упрощения уместны, как готовые кулинарные рецепты против чистого кулинарного творчества, но когда дело касается вопросов более глубоких, всякое упрощение и попытка подобрать типовой ответ становится чистым злом.

Понравилась эта статья?

Другие статьи на ту же тему

87 комментариев

««« 1 2 3 4 5 6 »»»
  1. 9 июля 2009 12:33 #43

    да уж…. теперь оказывается и принципиальность нам мешает жить…
    Я согласна с автором 50% на 50%. я за то, что от некоторых принципов нужно избавляться, особенно тогда когда наступает такой момент в жизни, когда нужно двигаться дальше, а именно принципы нас тормозят. в этом случае принципы очень мешают добиться в жизни того счастья к которому мы все время стремимся.
    Но я не согласна с тем, что те принципы, которые нам с детства вбили (не укради, не убей, не будь жадной и т.д.) настолько вредны, насколько автор их описал в статье. Не думаете ли вы, что наоборот, если бы мы все жили по этим принципам, так не так страшно было бы выходить ночью на улицу, меньше было бы убийств, краж и насилия?

    Дмитрий, а что плохо в том что вам в детстве вбили “людей бить нельзя”? Может быть если бы каждого воспитали так как вас, некоторые решали бы на словах все проблем на не на кулаках? и я считаю, что таких принципов и воспитания стыдиться не нужно….

  2. Костя
    9 июля 2009 13:05 #44

    Олег, как всегда, отличная статья!

  3. 11 июля 2009 19:47 #45

    Скажу честно, у меня практически нет принципов. Статья задела, конечно. Вы знаете, ведь более расплывчатого понятия, чем “принцип”, сложно себе представить.

    Некоторые говорят – из принципа я сделаю то-то. Это принцип?

    Вторые догоняют – я очень принципиальный человек и поэтому от своего не отступлюсь. Ну это тоже прицнип?

    Лично я просто не знаю, какие у меня есть принципы. Типа патриотизма и преданности государству или “всегда говори правду” – нет, таких нет. Может, преданность своей семье и клану?… Ну да, уже что-то более похожее. Но это разве принцип?

    Вот и поставила меня эта статья в тупик :)

  4. Ольга
    12 июля 2009 11:18 #46

    Олег, читаю Ваши статьи, без последственности, по мере интереса или случайного попадания и вдруг посетила такая мысль. Вот вроде бах и приходит осознание той или иной проблемы, все становится ясно и вроде бы готов действовать, а потом снова наступает путаница. Все что я здесь читаю, я принимаю не иначе чем умом, а не Самостью, получается ум просто обрастает новыми установками “ты жила стереотипами, страхами, принципами, это не хорошо и не плохо, хочешь изменить-меняй, не можешь-смирись, слушай Самость, слушай себя и т.д.” Пробую внедрять в жизнь, а внедрять пытаюсь опять же умом, вот говорю, посмотри на случившееся с другой стороны, это не более чем твоя гордыня, что ты не можешь сделать то-то и то-то хотя признайся, что ты этого хочешь, да, признаюсь-хочу, тогда иди и действуй, иду действую. Но мы же живем среди людей, в тех же отношениях мужчин и женщин Вы совершенно точно говорите, что не стоит торопиться внедрять это, если партнер к этому в свою очередь не созрел, а если еще учесть, что я та, которая путем умо-логических заключений проживает жизнь больше в голове, а не в реальности, то довольно скоро приходишь к выводу, что и напрягаться-то особо не нужно, все равно самодостаточный человек может жить в одиночестве, но я не хочу одиночества, я хочу быть среди людей, я хочу семью, значит признай, что ты не самодостаточный человек, смирись или иди действуй. В оконцовке я понимаю, что бегаю по кругу и не могу ни изменить, ни смириться. Слушай Самость, стараюсь слушать и единственное что слышу, что перегрузила ум еще больше, еще больше отдалилась от того, что я есть на самом деле. И даже сейчас пишу и думаю, кажется, ты, дорогая, на него (на Вас) ответственность свою пытаешься переложить, вместо того, чтобы нести ее за себя)))
    Олег, а Вам самому не тяжело жить со знанием такой подноготной?

  5. Ольга
    12 июля 2009 11:20 #47

    )))))))))))))))))))
    простите, без последовательности)

  6. Олег Сатов
    13 июля 2009 8:05 #48

    Andrey Troy
    Семья, клан и вообще однозначная верность чему-либо — это как раз из тех принципов, про которые говорится в статье.

    Ольга
    По-другому и быть не может. Статьи — это текст, который изначально является посланием для ума. Задача всех этих статей в том, чтобы выбить ум из привычной колеи и, может быть, на какое-то время заставить его впасть в противоположную крайность — и это для того, чтобы затем он вернулся в среднее положение.

    Через интернет сложно предложить иной способ воздействия, кроме как через ум. Поэтому все с вами происходящее вполне естественно для данной ситуации.

    Вот если приедете в гости на личную консультацию, эффект будет другой. :-)

  7. Максим
    14 июля 2009 16:33 #49

    Не знаю насколько можно тут давать ссылки на другие ресурсы, но я нашел похожу статью, только она, как бы это сказать, дает бОльшее понимание…
    Если Олег посчитает нужным – может удалить (даю текст без ссылки):
    psycraft.ru/blog/principy-dlja-zhizni-zhizn-iz-

  8. Ольга
    15 июля 2009 9:25 #50

    ))) заинтриговали) захотелось ощутить другой эффект))
    другой будет точно, если учесть, что для этого мне бы пришлось махнуть из одного конца России в другой)) я бы забыла уже зачем приехала)))
    а как можно еще воздействовать???? бить меня что ли будете?)))))))) простите, шучу я, Олег)
    я правда не знаю какие еще бывают методы воздействия, кроме как на ум, ну разве что гипноз или.. непосредственно втянуть в практику..
    А последней фразой Вы сманипулировали или констатировали факт? :-Р
    а если серьезно, спасибо за ответ, придется справляться здесь и самой.

  9. Олег Сатов
    15 июля 2009 9:32 #51

    Ольга
    Здесь все как с воспитанием: главное — личный пример.

    p. s. Конечно, сманипулировал! И не только вами. :-)

  10. Ольга
    15 июля 2009 10:14 #52

    ай-я-яй, Олег, а вот если Вы приедете в гости на личную.. “консультацию”, я покажу Вам что извлекла с Вашего сайта))))))))
    не отвечайте ничего, пожалуйста))) я тормозов не знаю)

  11. 16 июля 2009 15:31 #53

    для того, чтобы проводить различие между наносным, внешним и заведомо навязанным и личным, внутренним, настоящим, искренним, я первое называю моралью и не люблю ее, а второе нравственностью и считаю, что чем развитее личность, тем менее она склонна вредить другим, тем больше ее внутренняя нравственность и меньше моральность. то есть я абсолютно согласна с Олегом =)

  12. 18 июля 2009 13:51 #54

    Элита общества царской России, офицеры, имели многочисленные традиции и принципы.
    Один из принципов – не убегать с поля сражения, оставив солдат.

    Сейчас современный офицер – это идеал того человека, который пропагандируется в статье.

    На кол таких психологов.

  13. Ольга
    18 июля 2009 16:08 #55

    Soeti, мне показалось, что Вы слишком буквально все восприняли. Давайте тогда с абсолютно другой стороны посмотрим, если все откажутся от принципов, то и поводов для войн не будет, что делить-то тогда? и офицеры как таковые не нужны станут. О вас-о мужчинах Карел Чапек замечательно написал в пьесе “Мать”) Они и после смерти все воевать рвались, а воевать-то уже не с кем было))
    Почитайте, если время будет, там, кстати, хорошо и чувства женщины отражаются, которая теряет своих сыновей одного за одним, а ради чего?..
    ну, это мое понимание статьи, не более)

  14. Максим
    19 июля 2009 20:04 #56

    Ольга, идеализация мира – это утопия, которая приводит к большим бедам. Попытки этого делались и не раз, и приводили эти попытки к большим жертвам. Человек без принципов – это тот же барашек, который лишь удовлетворяет низшие потребности: пожрат, поспат, поеб… Между тем, есть такое понятие “Человек со стержнем”. Обычно подобный человек вызывает сильную тягу к себе и уважение со стороны окружающих. Более того – и достигает он бОльшего, нежели остальные. Стержень этого человека – это именно ПРИНЦИПЫ, которые они формирует для себя сам. Призывы отказаться от чего либо – ничего кроме зла не несут, если тот, кто призывает – не говорит чем заменить то, от чего отказываешься.

  15. 20 июля 2009 3:15 #57

    Про стержень согласна, но это не принципы, а индивидуальность – следование себе, а не наносным каким-то идеям, привнесенным из прошлого общества, воспитания, от мамы-папы-учителей-соседей-телевизора-дядипутина.

««« 1 2 3 4 5 6 »»»

А какие принципы у вас?

 
no no no

Контакты:

Вы можете связаться со мной...
пишите по делу, и я вам отвечу

Олег Сатов, Архангельск
ICQ 380-686-788
MAIL

Подождите, я думаю...

Загружаю...

Добро пожаловать в гости

логин
пароль
запомнить
забыли пароль?
регистрация

Регистрация на сайте

логин
e-mail
 
пароль придет на ваш адрес
забыли пароль?
войти

Восстановление пароля

логин
e-mail
 
на ваш адрес придет запрос
регистрация
войти
Запись на прием
Рейтинг блогов